NeWestMuseum
近代西洋美術館

コレクションАнри Тулуз-Лотрек  Утренний завтрак (С добрым утром)

Анри Тулуз-Лотрек
Утренний завтрак (С добрым утром)
Бумага, карандаш
40х52 см
国立プーシキン美術館、モスクワ

来歴

с 1925 – ГМНЗИ (передан из ГТГ, ранее – собрание М.А. Морозова), с 1948 – ГМИИ


Inv.: Р-10305

Inv. GMNZI: 580

デスクリプション
Утренний завтрак (С добрым утром)Утренний завтрак (С добрым утром)
Анри Тулуз-Лотрек
Утренний завтрак (С добрым утром)
Увеличить

Рисунок для литографии «Женщина с подносом. Завтрак» из альбома Elles («Они»), изданного в Париже в апреле 1896 года тиражом 100 экземпляров (издатель Гюстав Пелле). Эстамп в том же обороте, что и рисунок, однако литография обнаруживает ряд отличий в деталях сравнительно с карандашным эскизом. Сюита Elles, состоящая из титульного листа и десяти цветных литографий, посвящена изображению проституток — тема не новая в творчестве мастера: быт «домов дурной репутации» и раньше был для Тулуз-Лотрека предметом художественного исследования. Между 1892 и 1895 годами он посещал в Париже заведения на улицах Мулен, Амбуаз и Жубер: профессия художника давала ему в этой среде особый статус и право наблюдать каждодневную жизнь проституток, изображая их в минуты досуга, за туалетом, в ожидании клиентов. Тулуз-Лотрек не заставлял свои модели принужденно позировать, но стремился передать их привычки и естественную манеру поведения. Взгляд художника острый, проницательный и беспощадно-трезвый, но это взгляд не судьи, а чуткого наблюдателя-психолога, понимающего эмоциональный мир своих героинь и трагическую сторону их существования. В сцене «Женщина с подносом. Завтрак» в изображенных персонажах обычно видят мадам Барон (Жюльетту Барон), хозяйку заведения на улице Мулен, и ее дочь Полину (мадемуазель Попо). Эти же лица узнаются в другой композиции из серии Elles — «Женщина в постели». Мать, прислуживающая своей дочери, содержанке богатого мужчины, — так коротко может быть определен сюжет рисунка из собрания ГМИИ и соответствующей литографии.

В. М.