NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

ИсторияХронология1892–1917  1892

Политика и культура

Дар Третьяковых Москве

В.А.Серов
Портрет Сергея Михайловича Третьякова

25 июля скоропостижно умирает С. М. Третьяков. 31 августа П. М. Третьяков подает заявление в московскую Городскую думу о передаче своего собрания и собрания брата в дар городу. Дума решает принять дар Третьяковых. Благодаря состоящему из работ французских художников собранию С. М. Третьякова в общедоступной галерее национального искусства возникает ядро будущего Музея нового западного искусства.

С 1881 года Фердинанд де Лессепс, знаменитый строитель Суэцского канала, начал прокладку канала, которому предстояло соединить Атлантику и Тихий океан кратчайшим путем. Финансовую основу его предприятия составил, помимо займов, выпуск 600 тысяч акций по тысяче золотых франков каждая. Предвкушая такие же выгоды, как те, что принес уже через 4 года окупивший себя канал Суэца, французы охотно приобретали эти акции.
Однако когда строительство должно было вступить в завершающую фазу, обнаружились колоссальные приписки; для дополнительных денежных вливаний потребовалось содействие французских министров и депутатов. В 1889 году было начато судебное разбирательство, вскрывшее чудовищную коррупцию во французском парламенте наряду с подкупом прессы. Под приговор суда в 1892 году попали отец и сын Лессепсы и не менее знаменитый Гюстав Эйфель, создатель Эйфелевой башни, сделавшейся впоследствии символом Парижа, а язык обогатился словом «панама», которым отныне стали называть всякое особо крупное мошенничество с участием высших должностных лиц государства. Следствием краха Панамской компании явилось ослабление всей политической системы Франции, которая к тому же была не в состоянии справиться с растущим в обществе сочувствием к анархизму.

Тайный союз России и Франции

В Санкт-Петербурге между Россией и Францией заключена тайная военная конвенция с целью взаимной поддержки в случае нападения на них стран Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия). Создавшаяся в результате такого альянса расстановка сил на европейской политической сцене впоследствии приведет к Первой мировой войне.

С. Ю. Витте — министр финансов

C. Ю. Витте в Портсмуте
1905
© Библиотека Конгресса, Вашингтон

Назначение С. Ю. Витте министром финансов России приводит к важным последствиям. Подготавливаемый в это время и позже, в 1895–1897 годах, свободный обмен кредитных банкнот на золото вел к мощному укреплению позиций рубля и внутри страны, и на международном рынке, к общему улучшению инвестиционного климата. Ни русско-японская война, ни потрясения 1905–1906 годов не поколебали основ денежной реформы. Однако как только с началом Первой мировой войны обмен денег на золото был прекращен, все 629 миллионов золотых рублей исчезли из обращения.

Экономические изменения, проводимые Витте, вели к ускоренному развитию промышленности и, соответственно, к росту благосостояния и возвышению представителей торгово-промышленного капитала, в особенности в Санкт-Петербурге и Москве. С той заметной разницей между ними, что виднейшие московские предприниматели, в значительной части вышедшие из старообрядческой среды с ее особым жизненным укладом, далеким от копирования образа жизни столичной аристократии, отличались большей независимостью как в своей предпринимательской деятельности, так и в культурных предпочтениях. Крепко сбитые, близко связанные друг с другом кланы Морозовых, Щукиных, Боткиных, Третьяковых и еще несколько других, были прямо ориентированы на коллекционирование, что имело важнейшее общественное значение.

Картины импрессионистов у Поля Дюран-Рюэля

В галерее Поля Дюран-Рюэля проходят выставки пейзажей Эдгара Дега и Камиля Писсарро. Годом раньше здесь выставлялись «Стога» Клода Моне, который сейчас начинает серию пейзажей «Руанский собор». Общественное признание, которого добились лидеры импрессионизма – Писсарро, Моне и Огюст Ренуар, в значительной мере достигается благодаря деятельности этого маршана.

Вторая выставка Клода Моне в США

Клод Моне
Руанский собор, западный фасад (фрагмент)
1894
Холст, масло. 100,1 х 65,9
Национальная Галерея, Вашингтон

В бостонском клубе Сент-Ботольф проходит вторая выставка картин Клода Моне. В США появляется все больше живописцев, испытывающих влияние Моне, и собирателей его картин. Успех, в том числе финансовый, позволяет художнику приобрести поместье в Живерни, где его будут навещать друзья-импрессионисты. В феврале Моне отправляется в Руан, чтобы писать прославленный главный собор этого города. Серия картин под названием «Соборы» разрастается до 30 полотен, а работа над ними продолжается почти полтора года.

Поль Сезанн заканчивает серию «Курильщиков»

Известность художника распространяется за пределы Франции: в Брюсселе Жорж Леконт читает лекцию о Поле Сезанне для участников выставки группы «ХХ».

Уехавший во Французскую Полинезию Поль Гоген зачитывается книгой «Путешествие в южные моря», написанной американским консулом на Таити Меренхутом еще в 1835 году (защищая туземцев от миссионеров, он смог тогда сблизиться с ними и вникнуть в их мифологию). Гоген переписывает книгу Меренхута и на ее основе создает мифологизированную панораму таитянского рая, противостоящую современной европейской действительности, в таких картинах, как «Ее звали Вайраумати»; «А, ты ревнуешь?»; «Таитянские пасторали». 

Начало карьеры Амбруаза Воллара

26-летний Амбруаз Воллар снимает две комнаты на седьмом этаже в доме по улице Дез-Апеннен и делает первые шаги на поприще торговли картинами.

Гюстав Моро в Школе изящных искусств

Гюстав Моро
Дата неизвестна
© Bridgeman / Fotodom

Гюстав Моро занимает пост профессора парижской Школы изящных искусств. Его ученики – Жорж Руо, Анри Матисс, Альбер Марке, Анри Манген – спустя десятилетие составят группу фовистов, создадут первое авангардное направление в живописи ХХ века.

Выставки передвижников в России

И. И. Левитан
У омута (фрагмент)
1892
Холст, масло. 150 х 209
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В Москве и Санкт-Петербурге проходят две переходящие выставки Товарищества передвижных художественных выставок: 19-я (1891–1892) и 20-я (1892–1893). Показываются такие картины, как «Дождь в дубовом лесу», «В лесу графини Мордвиновой» и «Летний день» И. И. Шишкина, «Тихая обитель», «Ветхий дворик. Плёс» и «У омута» И. И. Левитана, «Объяснение» В. Е. Маковского, «Сибирская красавица» и «Казачка» В. И. Сурикова.



Текст: 
А. Костеневич