NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

ИсторияХронология1892–1917  1906

Политика и культура

В России созвана (6 мая) и распущена (21 июля) Первая Государственная дума.

Николая II произносит тронную речь на приеме в Зимнем дворце по случаю открытия Первой Государственной думы
1906

П. А. Столыпин сменил отправленного в отставку С. Ю. Витте на посту председателя Совета министров. Провозглашен курс социально-политических преобразований, началось осуществление аграрной реформы. Летом в России прошли массовые крестьянские волнения. Учреждены военно-полевые суды (более тысячи смертных приговоров за 8 месяцев). Столыпин пережил покушение на себя.

Николай II издал указ о предоставлении крестьянам права свободного выхода из общины с земельным наделом.

Во Франции освобожден Альфред Дрейфус, осужденный в 1894 году по ложному обвинению в измене.

Реабилитация Дрейфуса. Генерал Жиллен и капитан Альфред Дрейфус во дворе Военной академии в Париже после освобождения Дрейфуса из тюрьмы.
1906
© Roger-Viollet / East News

Андре Антуан возглавил парижский театр «Одеон», где ставит социально-критические пьесы.

В Москве основан символистский журнал «Золотое руно»: его издает в роскошном оформлении Н. П. Рябушинский.

Обложка первого номера журнала «Золотое Руно»
1906

А. А. Блок написал пьесы «Балаганчик» и «Король на площади».

Д. С. Мережковский написал эссе «Грядущий хам».

В. В. Розанов написал историософский очерк «Ослабнувший фетиш (Психологические основы русской революции)».

Путешествие Мориса Дени.

Морис  Дени
Визит к Сезанну (фрагмент)
1906
Музей Гране, Экс-ан-Прованс

В январе-феврале, путешествуя по Провансу вместе с Кер-Ксавье Русселем, Морис Дени навестил Поля Сезанна, Анри Кросса, Поля Синьяка и Огюста Ренуара. На его картине «Визит» изображены внимательно слушающие Поля Сезанна на пленэре Руссель и сам Дени.

Клод Моне позирует Огюсту Ренуару, которому Амбруаз Воллар заказал набросок портрета.

Путешествие Пьера Боннара

Летом Пьер Боннар вместе с Морисом Равелем и Мизией Эдвардс, разошедшейся с Натансоном, на яхте Эдвардса совершил путешествие в Бельгию, Нидерланды и по Рейну. В ноябре в Галерее Бернхейм-Жен прошла его первая персональная выставка.

Смерть Поля Сезанна

23 октября умер Поль Сезанн. В Осеннем салоне была организована мемориальная экспозиция 10 его картин.

«Радость жизни» Анри Матисса

Анри Матисс
«Радость жизни» (фрагмент)
1905–1906
Холст, масло. 175 х 241
Фонд Барнса, Филадельфия

Весной Анри Матисс выставил в Салоне Независимых «Радость жизни» с хороводом пляшущих нагих женщин в центре композиции (картина была куплена Лео Стайном, сейчас находится в фонде Барнса, Филадельфия). По свидетельству сына С. И. Щукина, полотно произвело на собирателя сильное впечатление.

Пабло Пикассо испытывает влияние Доминика Энгра и Поля Гогена, которое соединяется в его творчестве с приемами древнеиберийского искусства. Классические предпочтения той поры удостоверяют созданные тогда и пришедшие к С. И. Щукину через несколько лет «Обнаженный юноша» и «Стеклянная посуда». Весной Гертруда Стайн представила Пикассо Анри Матиссу, благодаря которому он открыл для себя африканское искусство. Пикассо знакомится также с Андре Дереном и по его совету посещает парижский Этнографический музей Трокадеро. Амбруаз Воллар покупает у Пикассо 27 картин за 2000 франков.

Русская выставка в Париже

В Гран-Пале открылся Осенний салон с несколькими значительными экспозициями. Самая большая среди них — таинственный остров в море новейшей французской живописи разного толка – «Два века русского искусства», выставка, ставшая первой по-настоящему широкой демонстрацией русской изобразительной культуры на международной арене. Французское правительство, исходя из политических предпосылок, всячески способствовало организации этой выставки как одного из инструментов укрепления культурных связей между двумя странами. Желание вернуть утраченные территории Эльзаса и Лотарингии, страх перед своим немецким соседом вынуждали французов всячески заботиться о широких контактах с Россией, в том числе в сфере искусстве.

По дерзкому замыслу организатора выставки С. П. Дягилева, временной охват был даже бóльшим, чем заявленные в названии два века: сосредоточенные в 12 залах 750 экспонатов сделались великолепными смотринами русской живописи — от икон XV столетия и портретов XVIII–XIX веков до недавних композиций «Мира искусства», картин М. А. Врубеля, Л. Н. Бакста, К. А. Сомова, А. Н. Бенуа и И. Э. Грабаря, которым были предоставлены отдельные залы. Вероятно, наиболее мощно удалось показать тогда в Париже творчество Врубеля («Портрет Н. И. Забелы-Врубель»; «Царевна-Лебедь»; «Пан»; «К ночи») и В. А. Серова (портреты К. А. Коровина, М. А. Морозова, М. Н. Ермоловой и Ф. Таманьо). Выбор Дягилева почти не оставлял места передвижническому и академическому реализму, но настойчиво акцентировал творческую самобытность художников последнего времени.

Михаил Врубель
Микула Селянинович (Эскиз-вариант декоративного панно для Всероссийской промышленной выставки)
1986
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Произведения новейшей русской живописи, как она предстала в Осеннем салоне, не могли не удивлять размахом и мастерством. По словам Бенуа, «общее впечатление от них, начиная с исполинского панно Врубеля “Микула Селянинович”, были удивительной свежести и бодрости. Особенно поражали … пейзажи Левитана, мощно-характерные портреты Серова, полные щемящей печали большие северные панно К. Коровина, изящная затейливость и очаровательная поэтичность фантазии К. Сомова (и его же чудесные портреты) и многое, многое другое». Успеху выставки способствовало и общее ее оформление, работы Бакста, отличавшееся изысканностью в лучшем смысле этого слова. Набойки на стенах некоторых залов, например, были специально подобраны по рисунку и цвету.

Тогда же, в октябре 1906 года, Дягилев приходит к идее «Русских сезонов», а пока организует несколько концертов русской музыки во Дворце Елисейских полей.



Текст: 
А. Костеневич