![](/history/chronology/1892-1917/1907/politcult/6060_foto_1_03.jpg)
Вторая и третья Государственные думы
Заседание второй Государственной думы
1907
Была избрана (5 марта) и распущена (15 июня) вторая Государственная дума. Созванная 14 ноября третья дума, просуществовала до 1912 года; большинство в ней принадлежало октябристам.
![](/history/chronology/1892-1917/1907/politcult/6061_foto_1_03.jpg)
Штутгартский конгресс II Интернационала принял решение использовать надвигающуюся войну для разрушения капитализма.
Выступление Розы Люксембург на митинге во время Штутгартского конгресса II Интернационала.
1907
![](/history/chronology/1892-1917/1907/politcult/6062_foto_1_03.jpg)
![](/history/chronology/1892-1917/1907/politcult/6062_foto_2_03.jpg)
Умер Д. И. Менделеев, создатель периодической системы элементов.
Дмитрий Менделеев
1897
Рукопись первой таблицы Менделеева
Н. А. Бердяев в своей работе «Новое религиозное сознание и общественность» равно уничижительно высказался как о государственно-церковном традиционализме, так и о лже-религии марксизма.
В этом году свет увидели исторический роман В. Я. Брюсова «Огненный ангел», роман М. Горького «Мать», повесть «Тьма» и пьеса «Жизнь человека» Л. Н. Андреева, эротический роман М. П. Арцыбашева «Санин», быстро завоевавший большую популярность.
С. П. Дягилев организовал в Париже «Исторические русские концерты», на которых отечественная музыка была представлена от М. И. Глинки до С. В. Рахманинова (дирижер А. Никиш, солисты Рахманинов и Ф. И. Шаляпин).
А. Н. Скрябин написал симфоническую «Поэму экстаза».
![](/history/chronology/1892-1917/1907/politcult/6067_foto_1_03.jpg)
![](/history/chronology/1892-1917/1907/politcult/6067_foto_2_03.jpg)
Год в жизни В. А. Серова
Валентин Серов
Портрет Г. Л. Гиршман (фрагмент)
1907
Холст, масло. 140 х 140
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Валентин Серов
Эскиз декораций к опере Серова "Юдифь"
1907
Бумага, темпера.
© AKG Images / East News
С мая по июнь В. А. Серов путешествовал вместе с Л. С. Бакстом по Греции. Летом на даче в Ино он исполнил портрет писателя Л. Н. Андреева. Закончил начатый годом ранее портрет Г. Л. Гиршман – одно из высших своих достижений в этом жанре. В конце года выполнил эскиз декорации для новой постановки в Мариинском театре оперы своего отца А. Н. Серова «Юдифь».
![](/history/chronology/1892-1917/1907/politcult/6068_foto_1_03.jpg)
«Голубая роза»
Н. Н. Сапунов
Обложка каталога выставки объединения «Голубая роза»
1907
В Москве по инициативе Н. П. Рябушинского создано художественное объединение «Голубая роза» (П. В. Кузнецов, Н. П. Крымов, С. Ю. Судейкин, И. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и др.), многие члены которого перед тем выставлялись в Саратове под именем «Алой розы». В творчестве этих художников соединились декоративистские и символистские тенденции, а своими предтечами они считали М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова. И. Э. Грабарь, обрушившись на выставку «Голубой розы» с резкой критикой, призывал экспонентов уйти из «царства теней» в солнечный мир реальности.
![](/history/chronology/1892-1917/1907/politcult/6069_foto_1_03.jpg)
Неопримитивизм М. Ф. Ларионова
М. Ф. Ларионов
Дата неизвестна
М. Ф. Ларионов от опытов с форсированным импрессионизмом в пейзажах 1904 года обратился к натюрмортам в сезанновской манере. Он становится лидером молодых авангардистов, практикуя, в частности, стиль, который именует неопримитивизмом, – в нем, действительно, проглядывает использование приемов Таможенника Руссо и русской простонародной заборной живописи. В Париже, куда, покровительствуемый С. П. Дягилевым, Ларионов прибыл осенью 1906 года, краски французского «разнотравья» в Осеннем салоне произвели на него чрезвычайно сильное впечатление. Особенно близок художнику оказался фовизм, более всего отвечавший его собственному, несколько бесшабашному молодому задору.
В рамках Осеннего салона была развернута посмертная ретроспектива Поля Сезанна (56 номеров).
![](/history/chronology/1892-1917/1907/politcult/6071_foto_1_03.jpg)
![](/history/chronology/1892-1917/1907/politcult/6071_foto_2_03.jpg)
![](/history/chronology/1892-1917/1907/politcult/6071_foto_3_03.jpg)
Год в жизни Анри Матисса
Анри Матисс
Голубая обнаженная (Воспоминание о Бискре) (фрагмент)
1907
Холст, масло. 92,1 х 140,3
Художественный музей, Балтимор
Анри Матисс
Роскошь I (фрагмент)
1907
Холст, масло. 210 х 138
Национальный музей современного искусства, центр Жоржа Помпиду, Париж
© AKG Images / East News
Анри Матисс (в центре) со студентами школы Матисса
1909
В январе Анри Матисс написал в Коллиуре «Голубую обнаженную (Воспоминание о Бискре)» (Художественный музей, Балтимор); уже весной картина была показана в Салоне Независимых, где ее приобрел Лео Стайн. В июле Матисс отправился в Италию, навестив по пути своих соратников по фовизму: Андре Дерена в Касси, Жоржа Брака и Отона Фриеза в Ла Сиота, Анри Мангена в Сен-Тропезе. Произведения Джотто и других мастеров раннего Возрождения произвели на Матисса огромное впечатление. В августе он возвратился в Коллиур, где исполнил две версии картины «Роскошь» (Центр Помпиду, Париж и Государственный Художественный музей, Копенгаген). В Осеннем салоне была показана «Музыка» – первый эскиз будущей большой композиции. . При финансовой поддержке Майкла Стайна Матисс основывает школу-студию. Гийом Аполлинер, получив интервью у художника, публикует статью о нем.
Окончена заказанная Амбруазом Волларом Лондонскя серия – самое значительное достижение Андре Дерена в период фовизма.
Распад группы фовистов
Андре Дерен все более отказывается от чистого цвета, вступая в стадию сезаннизма. Жорж Брак в «Стоящей обнаженной» приблизжается к кубизму.
![](/history/chronology/1892-1917/1907/politcult/6074_foto_1_03.jpg)
Год в жизни Пабло Пикассо
Пабло Пикассо
Авиньонские девушки (фрагмент)
1907
Холст, масло. 243,9 х 233,7
Музей современного искусства, Нью-Йорк
Пабло Пикассо продолжает знакомство с искусством Черной Африки в парижском музее Трокадеро. Колониальные трофеи становятся для испанца настоящим откровением. Из эзотерического примитивизма африканской скульптуры, уроков Поля Сезанна и новейшей индустриальной действительности быстро складывается кубизм: в конце февраля Пикассо показывает Гийому Аполлинеру большой холст с уже продвинутым первым вариантом «Авиньонских девушек», и тот записывает в своем дневнике: «Изумительный живописный язык, который никакой литературный язык передать не может, потому что наши слова, увы, даны нам в готовом виде!». «Авиньонских девушек», картину, считающуюся родоначальницей кубизма, художник переписывает в июне. Тогда же Аполлинер знакомит его с Жоржем Браком.
![](/history/chronology/1892-1917/1907/politcult/7012_foto_1_03.jpg)
![](/history/chronology/1892-1917/1907/politcult/7012_foto_2_03.jpg)
![](/history/chronology/1892-1917/1907/politcult/7012_foto_3_03.jpg)
Пабло Руис Пикассо
Танец с покрывалами
1907
152х101
Государственный Эрмитаж
Пабло Руис Пикассо
Три женщины
1908
Холст, масло. 199,5 х 178,5
Государственный Эрмитаж
Пабло Руис Пикассо
Дружба
1908
Холст, масло. 152 х 101
Государственный Эрмитаж
В конце марта или в апреле Пикассо увидел в Салоне Независимых «Голубую обнаженную (Воспоминание о Бискре)» (Художественный музей, Балтимор) Анри Матисса и был поражен этой картиной. Его ответом станет «Танец с покрывалами», который вместе с подготовительными этюдами вскоре приобретут у художника Лео и Гертруда Стайн. То же самое произойдет в следующем году с большой композицией «Три женщины», к которой предварительно Пикассо исполнит множество эскизов. Оба шедевра раннего кубизма в 1912 году перейдут к С. И. Щукину, которого Амбруаз Воллар приводит в парижский дом Стайнов с его уникальным собранием новейшей французской живописи.
Осенью Пикассо начал работу еще над одной важной кубистической композицией — «Дружба».
Текст:
А. Костеневич
Смерть Л. Г. Щукиной
В ночь на 3 января в Москве в возрасте 42 лет скоропостижно умирает жена С. И. Щукина Лидия Григорьевна. Остро переживая утрату, меценат пишет завещание, согласно которому коллекция после его смерти должна перейти в Третьяковскую галерею.
![](/history/chronology/1892-1917/1907/coll/6077_foto_1_03.jpg)
«История Психеи» Мориса Дени
Морис Дени
Панно седьмое. Амур переносит Психею на небеса
1909
Холст, масло. 180 х 265
Государственный Эрмитаж
Весной И. А. Морозов ведет переговоры с Морисом Дени о заказе декоративных панно для музыкального салона своего особняка на Пречистенке. В июне художник предлагает Морозову исполнить серию из пяти полотен на тему «История Психеи», если его эскизы (сейчас в Музее Орсэ, Париж) получат одобрение собирателя.
Приобретения И. А. Морозова
В галерее Поля Дюран-Рюэля И. А. Морозов покупает исторически важную картину «Бульвар Капуцинок» (50 тысяч франков), вызвавшую скандал на первой выставке импрессионистов в 1874 году, и «Стог сена в Живерни». Там же собиратель видит «Уголок сада в Монжероне» — редкий образец ранней декоративной живописи Клода Моне, оцененный в 40000 франков. Уже на следующий год в запаснике Амбруаза Воллара Морозов обнаруживает не слишком презентабельно выглядящий рулон холста – таких же точно размеров, с подписью Моне — и понимает, что обе картины связаны между собой. Воллар просит за картину вчетверо меньше, и «Берег пруда в Монжероне» также отправляется в Москву. Уже много позже выяснится, что картины действительно принадлежат к одной декоративной серии, исполненной некогда для Эрне Ошеде, который покровительствовал импрессионистам в трудные для них времена.
Морозов был одним из самых внимательных посетителей выставки Поля Сезанна в Осеннем салоне. Он начинает собирать картины Мастера из Экса, который скоро сделается его любимым художником. Именно в Осеннем салоне Морозов высмотрел «Портрет г-жи Сезанн в оранжерее» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), но приобрел его только через четыре года. А в 1907 он отобрал в Галерее Воллара «Равнину у горы святой Виктории (13000 франков), «Гору святой Виктории (20 000 франков) и «Натюрморт с драпировкой» (20 000 франков) — три других несравненных достижения Сезанна.
Морозов удивительно продуманно и мощно строил свою частную галерею — так чтобы превратить ее со временем в общественный музей. С. И. Щукин ушел далеко вперед него, и соперничество казалось бесполезным: что можно было противопоставить щукинскому «иконостасу», в котором в 1910 году насчитывалось 17 полотен высочайшего качества? Только особый, исключительно прицельный отбор живописи. Уже первые две картины, приобретенные у Воллара за 15000 франков (небольшая, изобретательно скомпонованная «Беседа» и величественный «Пейзаж с павлинами»), дают представление об отличительных свойствах морозовских «Гогенов»: они не только очень красивы, но и музыкальны. Любопытно, что вместе с этими картинами Морозов собирался купить сравнительно за недорого (2200 франков) два холста Эмиля Бернара. Неясно, что это были за картины, поскольку до Москвы они не дошли: по-видимому, собиратель, присмотревшись к обоим основоположникам символизма, сделал выбор в пользу Гогена и отказался от «Бернаров», еще не выезжая из Парижа.
![](/history/chronology/1892-1917/1907/coll/7013_foto_1_03.jpg)
Морис Вламинк
Баржи на Сене
1905-1906
Холст, масло. 81 х 100
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Одновременно Морозов проявляет интерес к творчеству далеко не столь маститых живописцев, в сущности своих ровесников. У Воллара он отобрал «Просушку парусов» Андре Дерена, тремя годами раньше сделавшую скандал в Осеннем салоне, «Баржи на Сене» Мориса Вламинка (каждый пейзаж стоил 600 франков) и сразу шесть полотен Луи Вальта (5600 франков), к которому всегда оставался неравнодушен.
![](/history/chronology/1892-1917/1907/coll/6079_foto_1_03.jpg)
«Маленькая школьница» Анри ле Фоконье
Анри Ле Фоконье
Маленькая школьница
1907
73 х 92,5
Государственный Эрмитаж
Н. П. Рябушинский покупает в Салоне «Золотого руна», который сам же и организовал, картину Анри ле Фоконье «Маленькая школьница». Эта работа, демонстрирующая уверенное владение чистым цветом, станет одним из последних произведений художника в стиле фовизма, от которого он под влиянием Поля Сезанна начинает отходить уже в конце года.
Текст:
А. Костеневич