NeWestMuseum
近代西洋美術館

歴史編年1892–1917  1914

Политика и культура

Политика и война

В начале июля в Сараево был застрелен наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд. Австро-Венгрия объявила Сербии войну. 31 июля Николай II подписал указ о всеобщей мобилизации. 1 августа Германия объявила войну России, а 3-го — Франции, где уже полным ходом шла мобилизация.

2 августа немецкие войска оккупировали Люксембург и вторглись в Бельгию. 4-го августа Великобритания объявила войну Германии, а США заявили о нейтралитете. Началась Первая мировая война, в которой примет участие в общей сложности 38 государств.

17 августа русская армия начала наступление в Восточной Пруссии; будучи неподготовленным, оно обернулось огромными потерями и пленением 90 тысяч солдат. 

Руссие войска двигаются в Польшу
Август 1914
© Rue des Archives / Vostock Photo

В августе Санкт-Петербург, столица Российской империи, был переименован в Петроград.

В Лондоне подписано соглашение между Великобританией, Францией и Россией об отказе от заключения сепаратного мира с Германией и Австро-Венгрией. 

Битва на Марне

В начале сентября состоялось одно из важнейших сражений Первой мировой войны — битва на Марне. Успех торжествовали союзные, британские и французские, войска, остановившие ценой значительных потерь продвижение германской армии на Париж. В битве на Марне погиб поэт и эссеист Шарль Пеги.

Позиции французской артиллерии при битве на Марне
Сентябрь 1914
© Rue des Archives / Vostock Photo

На фронтах Первой мировой войны воевали Андре Дерен, Жорж Брак, Анри Манген, Жан Пюи; Осип Цадкин вступил в Иностранный Легион.

Россия и Турция

Бомбардировка Одессы турками 29 октября 1914
Немецкая открытка
1914

В конце октября турецкий флот подверг бомбардировке Одессу, Севастополь и обстрелял корабли Черноморского флота. Россия объявила Турции войну; началось наступление русских войск в Закавказье.

Открыт Панамский канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны.  

Корабли в Панамском канале
1914



Культура

В начале года вышел в свет роман Анатоля Франса «Восстание ангелов»: тема захвата падшими ангелами небес превосхитила величайший катаклизм эпохи – Первую мировую войну.

«Кола Брюньон» Ромена Роллана

Ромен Роллан на балконе своей квартиры
1914

Ромен Роллан завершил повесть «Кола Брюньон» (будет опубликована в 1918 году). Действие повести перенесено в Бургундию XVII века, а ее главный герой стойко противостоит любым невзгодам, неизбежным во времена социальных и религиозных конфликтов.

Кинематограф

Кадр из фильма Луи Фейада «Фантомас»
1913

Все увереннее набирает силу новейшее из искусств — кинематограф. Большим успехом пользовались в то время комические и авантюрные сериалы Луи Фейада «Фантомас» и «Сцены чуднóй жизни»; в целом же продукция французских кинематографических фирм удовлетворяла 90% мирового спроса.

В российском кино быстро продвигался Е. Ф. Бауэр, недавний выпускник московского Училища живописи и театральный декоратор, с самыми высокими мерками подходивший к построению экранного образа, монтажу, мизансценированию, композиции кадра.  

Кадр из фильма «Дитя большого города»
Режиссер Евгений Бауэр
1914

В его салонно-психологических драмах, таких, как «Дитя большого города», охотно препарировалась тема «сумерек женской души». Сходным образом действовал В. П. Касьянов в «Девушке из подвала» (в главной роли Алиса Коонен), где форсированный мелодраматизм соединялся с социально-классовой мотивировкой.

«Четки» А. А. Ахматовой

Натан Альтман
Портрет Анны Ахматовой
1914
Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

За два месяца до начала войны вышла в свет книга А. А. Ахматовой «Четки». Точность слога и острота чувств молодой поэтессы завоевывают множество поклонников; книга выдерживает несколько переизданий.

«Было душно от жгучего света,
А взгляды его – как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился – он что-то скажет...
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь». 

Год в жизни Клода Моне

Панорама с «Кувшинками» Клода Моне в Музее Оранжери в Париже.
© Getty Images / Fotobank

Весной Клод Моне замышляет создание уникальной серии больших декоративных панно, изображающих сады с водяными лилиями в его поместье Живерни. Уже через несколько лет эти полотна украсят Оранжери де Тюильри. 

Год в жизни Анри Матисса

В майском номере журнала «Les Soirees de Paris», которым руководил Гийом Аполлинер, были воспроизведены семь последних произведений Анри Матисса, в том числе «Женщина на высоком табурете», предназначавшаяся для С. И. Щукина, но до него не дошедшая из-за разразившейся вскоре войны.

Анри Матисс
Женщина на высоком табурете
1914
Холст, масло. 147 x 95,5
Музей современного искусства, Нью-Йорк

В июле в берлинской Галерее Гурлитта открылась выставка Матисса, на которую художник попросил Майкла и Сару Стайн прислать 19 его картин из их коллекции. Из-за войны эти полотна так и не вернулись к прежним владельцам: немецкие власти конфисковали их и продали после нарушения США нейтралитета.

Пьер Боннар выполнил афишу для Русских балетов труппы С. П. Дягилева.

Антреприза С. П. Дягилева

Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский и Игорь Стравинский
1912

В течение всей первой половины года антреприза С. П. Дягилева ставит и решает все новые творческие задачи. В апреле в Монте-Карло был показан балет «Бабочки» на музыку Роберта Шумана (либретто и декорации М. В. Добужинского, костюмы Л. Н. Бакста, хореография М. М. Фокина, прима-баллерины Т. П.  Карсавина и Л. Ф. Шоллар).

Наталья Гончарова
Эскиз задника для оперы-балета «Золотой петушок»
Ок. 1914
Акварель, гуашь и графит на доске
Художественный музей Макней, Сан-Антонио

24 мая в парижской Опере прошла премьера оперы-балета Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (адаптация сказки А. С. Пушкина, выполненная А. Н. Бенуа, хореография Фокина, костюмы Н. С. Гончаровой). Через два дня там же была представлена опера И. Ф. Стравинского «Соловей» (художник А. Н. Бенуа).

В июне в лондонском Королевском театре Друри-Лэйн публика увидела оперу А. П. Бородина «Князь Игорь» (декорации и костюмы Н. К. Рериха, с участим Ф. И. Шаляпина) и оперу Римского-Корсакова «Майская ночь» (декорации и костюмы Ф. Ф. Федоровского).

Выставка «Бубнового валета»

Символ объединения «Бубновый валет»

В начале февраля в Москве, на Большой Дмитровке, в помещении Общества любителей художеств, открылась выставка «Бубнового валета» с участием П. П. Кончаловского, А. В. Куприна, А. В. Лентулова, И. И. Машкова, К. С. Малевича, А. А. Моргунова, Л. С. Поповой и французских художников: Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Андре Дерена, Мориса Вламинка, Анри Ле Фоконье. Во время выставки состоялся диспут, который закончился скандалом, спровоцированным Малевичем и Моргуновым. Это повлекло исключение обоих из «Бубнового валета». В письме к О. В. Розановой Малевич сообщал, что «имел большой успех»: «...Бубновый валет был нами уничтожен, от Тугендхольда ничего не осталось, ничего, одни перчатки».

Популярность Пабло Пикассо

Накануне войны 1914 года особенно отчетливо проявляется влияние Пабло Пикассо на современных художников, в том числе на молодых москвичей и петербуржцев, которые знакомятся с его творчеством либо в ставшей притчей во языцех комнате Пикассо в Щукинской галерее, либо непосредственно в Париже (как, например, Л. С. Попова и Н. А. Удальцова, учившиеся в студии Анри Ле Фоконье). Стремление к геометрическим обобщениям у В. Е. Татлина в значительной мере развивалось именно под воздействием искусства Пикассо. В 1914 году Татлин подрядился сопровождать в роли певца-бандуриста русскую Кустарную выставку в Берлине, откуда на сэкономленные деньги отправился в Париж, первым делом посетив мастерскую Пикассо.

Год в жизни М. З. Шагала

Марк Шагал
Над городом
1914-1918
Холст, масло. 141 х 198
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Накануне войны, в июне, в родной Витебск возвратился М. З. Шагал. Провинциальный быт небольшого города художник возводит в предмет высокопоэтического искусства — этот парадокс его живописи многие годы спустя припомнит А. А. Ахматова в «Царскосельской оде»: «Но тебя опишу я, как свой Витебск — Шагал». Однако опыт парижской жизни художника сказывался в небывалой смелости разработки этой темы; в использовании приемов, которые своим достоянием позже сделает сюрреализм; в неожиданных для живописи образах персонажей, летающих по воздуху не в переносном, а в буквальном смысле. 



Текст: 
А. Костеневич