NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

ИсторияХронология1918–1948  1923

Политика и культура

В Берлине создано Общество друзей новой России, в Великобритании — Общество культурного сближения с СССР

Государственный институт художественной культуры

На базе петроградского Музея художественной культуры организован Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК), его директором назначен Казимир Малевич, зав. отделами — Владимир Татлин, Павел Мансуров, Михаил Матюшин, Павел Филонов.

ВЦИК создает Комиссию по концентрации музейного имущества

Цель работы комиссии — реорганизация музейной сети путем ее сокращения.

Музей

Образование ГМНЗИ

Юлия Леонидовна Оболенская
За столом в ГМНЗИ (Н. В. Яворская, Т. А. Боровая, С. И. Лобанов, А. П. Алтухова, Б. М. Терновец)
1920-е
Бумага, тушь, кисть. 21,2 × 30,2 см
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

10 марта решением коллегии Музейного отдела Наркомпроса Первый (щукинский) и Второй (морозовский) МНЗЖ административно объединены в Государственный музей нового западного искусства с двумя отделениями. Директором ГМНЗИ назначен Б. Н. Терновец, заведующим Первым отделением и заместителем директора — С. И. Лобанов.

Изменение названия музея связано с тем, что в коллекциях, кроме живописи, имелись скульптура, графика и предметы прикладного искусства. «Впечатление от такого объединенного музея было ошеломляющим, и можно смело сказать, что ни одно собрание, ни один музей по новому искусству в Европе не смогли бы выдержать сравнения с подобным собранием...» (Б. Н. Терновец).

Новые поступления в ГМНЗИ

Гюстав Моро
Ночь (Проект эмали)
1880–1882, не позднее 10 июня 1882
Бумага, акварель, белила, карандаш, золото. 25,2 × 20 см
ГМИИ им. А. С. Пушкина

В Первое отделение из Музейного фонда поступили две бронзовые статуэтки Майоля. Во Второе отделение из Исторического музея была передана акварель Г. Моро «Ночь», из Первого Пролетарского музея — работы Л. Замбергера «Автопортрет», Ф. Таулова «У храма», Ж. Руо «Лунная ночь», «Женщина» и «Голова мужчины» (рисунок).

План реэкспозиции Второго отделения ГМНЗИ

План реэкспозиции ГМНЗИ
1923

В ноябре музей приступил к реэкспозиции французской части собрания. В течение 16 дней сняты все картины, «русская коллекция» перенесена в запасник. Одновременно началась новая каталогизация собрания. Французская часть развешана в 15 залах второго этажа. Отдельные комнаты отведены Сезанну, ван Гогу, Гогену, Ренуару и Боннару. «Реорганизация музея явилась полной; за исключением крупных панно, связанных со стенами, в сущности, ни одна картина не сохранила своего старого места...» (Б. Н. Терновец).

В залах Второго отделения ГМНЗИ известные ученые А. В. Бакушинский, А. Г. Габричевский и А. А. Сидоров проводят семинарские занятия.

Новые сотрудники Второго отделения ГМНЗИ

Нина Викторовна Яворская

К музею прикомандировываются две выпускницы литературно-художественного отделения факультета общественных наук Московского университета Нина Викторовна Яворская и Вера Александровна Сидорова. Им предстоит проработать в музее 25 лет до самого его закрытия.

Библиография новейшего искусства

По указанию Б. Н. Терновца в ГМНЗИ начинается работа над библиографией по западноевропейскому искусству, которая велась всеми научными сотрудниками музея на материале библиотеки ГМНЗИ (к концу года в ней числилось свыше 700 наименований) и других библиотек Москвы. Эта пополнявшаяся библиография стала базой для исследований в области проблем современного западноевропейского искусства, проводившихся ГМНЗИ на протяжении всех лет его существования.

Книги и статьи о музее

Опубликована книга Якова Тугендхольда «Первый музей новой западной живописи» — фактически история новейшей французской живописи, начиная с импрессионизма; текст сопровождался кратким каталогом собрания.
В журнале «Русское искусство», № 2–3, выходит статья Бориса Терновца «Государственный музей нового западного искусства».

С. И. Щукин с семьей переезжает в Париж, где составляет новое завещание