NeWestMuseum
近代西洋美術館

歴史編年1918–1948  1948

Политика и культура

Кризис в Берлине

Протестуя против денежной реформы, которую проводили союзники в оккупированной части Германии, отрезая «свои» зоны от советской, Сталин начинает блокаду Берлина. Резкое ухудшение отношений между союзниками означало фактическое разделение Берлина на Восточный и Западный. 24 июля СССР закрыл автомобильное, речное и железнодорожное
и сообщения с Западным Берлином, прекратил подачу электроэнергии. Для сообщения с западными зонами Берлина западные державы устанавливают воздушный мост, действовавший до 30 сентября 1949 года.

Всеобщая декларация прав человека принята Генеральной Ассамблеей ООН

Элеонор Рузвельт
с Декларацией прав человека на испанском языке
1948
Библиотека Франклина Рузвельта

Борьба
с космополитизмом
и влиянием Запада. «Безродный космополитизм»

Слева направо: Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян
1940

На трехдневном совещании деятелей советской музыки с докладом выступает член Политбюро Андрей Жданов, критикующий произведения Д. Шостаковича, а музыку С. Прокофьева
и А. Хачатуряна сравнивший со «звуками бормашины и музыкальной душегубки». В докладе впервые был использован термин «безродный космополит». По результатам совещания поменялось руководство Оргкомитета советских композиторов и Комитета по делам искусств. Произведения композиторов, обвиненных в формализме, практически прекратили исполнять.
На Второй сессии Академии художеств СССР продолжается критика формалистов
и космополитов, особое внимание уделяют художникам из Литвы, Латвии, Эстонии
и преподавателям художественных институтов Москвы и Ленинграда, в том числе уничтожительной критике подвергаются А. Дейнека и скульптор А. Матвеев.
Распущен Еврейский антифашистский комитет (созданный в 1942 году для обеспечения внешней поддержки СССР в ходе войны). Всего по делу комитета было репрессировано 125 человек, из них 23 расстреляны и шестеро умерли в ходе следствия. Все осужденные позднее реабилитированы.
Обвиненный в формализме и «пресмыкательстве перед Западом» Д. Шостакович, изгнанный из Московской и Ленинградской консерваторий, пишет вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» и «Антиформалистический раек» с цитатами из речи Жданова.

Постановление ЦК ВКП(б) об опере В. Мурадели «Великая дружба»

Впервые представленная в Большом театре в тридцатую годовщину Октябрьской революции опера подвергается жесткой критике.

На сессии ВАСХНИЛ разворачивается борьба против генетики ― «вейсманизма-морганизма»

Музей

Новые поступления

В музей поступают экспонаты «Выставки декоративно-прикладного искусства» и выставки «Народно-художественные ремесла». Обе они будут открыты в залах ГМНЗИ уже после его ликвидации.

По требованию Комитета по делам искусств при СМ СССР срочно развертывается экспозиция ГМНЗИ, однако музей по-прежнему закрыт для посетителей.

Визиты в музей председателя Комитета по делам искусств
М. Б. Храпченко, заместителя председателя Совета министров СССР
К. Е. Ворошилова в сопровождении художника
А. М. Герасимова и др., осмотр экспозиции в присутствии сотрудников музея

Николай Соколов
Портрет А. М. Герасимова
1946
Бумага, графитный карандаш. 223 × 143 мм
ГМИИ им. А.С. Пушкина



К приезду Ворошилова сняты с вала и разложены на полу оба панно Матисса «Танец»
и «Музыка», рядом сотрудниками положено большое полотно Ж.-П. Лорана «Казнь Максимилиана».

«Мы не свертывали экспозицию, — вспоминает Н. В. Яворская, — и показывали ее друзьям музея... Количество лиц — художников и искусствоведов, которые хотели посмотреть музей, — было огромно».

Из воспоминаний Н. В. Яворской: «Музейный отдел Комитета по делам искусств намеревался распылить произведения по разным периферийным музеям, а некоторые вообще уничтожить.
И лишь лучшее передать в Музей изобразительных искусств и Эрмитаж».

Создана комиссия по ликвидации.

Передача всего собрания ГМНЗИ (5787 произведений) на хранение в ГМИИ им. А. С. Пушкина

Из Ленинграда приезжает директор Эрмитажа академик
И. А. Орбели

Раздел собрания ГМНЗИ между ГМИИ и Эрмитажем

Борис Робертович Виппер
1940-е

Для Музея изобразительных искусств произведения отбирали заместитель директора по научной работе Б. Р. Виппер и заведующий отделом А. Д. Чегодаев.
В ГМИИ оставлены 289 картин (в том числе 11 картин П. Пикассо, 15 картин А. Матисса,
14 картин П. Гогена, пять картин В. ван Гога, 14 картин П. Сезанна, три картины М. Дени, семь картин А. Дерена), 86 скульптур (в том числе 12 скульптур А. Майоля, три скульптуры
А. Бурделя), 23 предмета прикладного искусства.
В Государственный Эрмитаж переданы 346 картин (в том числе 20 картин П. Пикассо, восемь картин П. Гогена, две картины В. ван Гога, семь картин П. Сезанна, восемь картин А. Дерена,
21 картина А. Матисса, включая панно «Танец» и «Музыка», три картины и 11 панно М. Дени, а также триптих Боннара «Средиземное море» — то есть почти все крупноформатные произведения). Кроме того, в Эрмитаж ушла большая часть работ итальянских художников 1920–1930-х годов), 36 скульптур и единственный гобелен Э. Бёрн-Джонса.
Графическое собрание, коллекция плакатов, библиотека, фонд негативов и архив целиком остаются в ГМИИ. В него переходят на работу три научных сотрудницы ГМНЗИ: А. П. Алтухова, Т. А. Боровая и Т. А. Цешковская.