NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

ИсторияКоллекционеры  Федоров Федор Федорович

Сын московского купца Федор Федорович Федоров был потомственным почетным гражданином Москвы, влиятельным представителем ее деловой элиты. В конце девяностых годов XIX века он закончил коммерческое отделение Рижского политехнического института и получил ученую степень кандидата коммерции. Породнившись с семьей известного промышленника А. Ф. Второва, в 1900 году он вошел в правление Торгового товарищества «А.  Ф. Второв и сыновья». Затем управлял Товариществом Варваринских торговых помещений на Деловом дворе в Москве, в 1911 году стал секретарем правления торгово-промышленного общества «Волокно» и Московского общества предпринимателей.

Купеческая сметливость и активность предпринимателя, вложившего капитал в текстильное производство, в банковский бизнес, в химическую промышленность и недвижимость, умелая организация оптовой торговли мануфактурой, в том числе экспортных операций, укрепили уверенность Федорова в том, что успех любого предприятия поддерживается хорошей рекламой. Коллекционирование плакатов в России в конце XIX века не было особенно популярным. Изначально интерес Федорова к плакату был основан на желании собрать лучшие образцы и изучить феномен иллюстрированной рекламы: он приходил в восторг от ее эффективности и способности формировать привлекательный образ продукта производства, укреплять репутацию фирмы. Это определило специфику его коллекции иллюстрированной рекламы, посвященной коммерческой презентации товара, популяризации торгового знака. С середины 1890-х годов из своих зарубежных поездок в Европу на международные выставки и ярмарки в качестве торгового представителя Федоров привозил образцы рекламной графики, книги и журналы, посвященные искусству плаката, монографии о мастерах графического дизайна.

Собиратель афиш и экслибрисов, искушенный библиофил, действительный член Общества друзей книги, после революции Федор Федорович не только был лишен возможности заниматься предпринимательской деятельностью и условий для хранения обширной библиотеки и собрания; болезненным было также расставание с привычным кругом общения. Он с радостью согласился применить свои знания и знаточество, сотрудничая с журналом «Среди коллекционеров», увидевшим свет в 1921 году. Издание возникло в период «новой экономической политики», вынужденного государственного маневра, на время оживившего предпринимательство и частную инициативу, и, как следствие, возродившего интерес к коллекционированию. Но с прекращением существования издания в 1924 году и возобновлением информационной изоляции угасла и надежда на дальнейшее развитие и публикацию частных коллекций. В начале 1930-х годов Ф. Ф. Федоров расстался со своим многолетним увлечением, не оставив себе ничего: собрание западных плакатов и ценнейшую библиотеку специализированной литературы приобрел Государственный музей нового западного искусства, русские плакаты пополнили фонды Государственной Третьяковской галереи.

В заявлении Ученому совету ГМНЗИ, датированном 24 сентября 1934 года, Ф. Ф. Федоров писал: «Коллекция моя охватывает период с 1890 по 1920 год. Отдельными ее экземплярами неоднократно пользовался при устройстве выставок покойный Тугендхольд Я. А».

700 плакатов французских, австрийских, немецких, британских, американских и польских мастеров были оценены владельцем в две тысячи пятьсот рублей, к заявлению прилагался впечатляющий список литературы, сопровождающей коллекцию. (Отдел рукописей ГМИИ, Ф.13, оп.I, ед.хр.374, с. 17).

Произведения из коллекции 11 произведений