NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

ИсторияДеятели  Цешковская Татьяна Антоновна

1899–1991

Искусствовед, музейный работник, заслуженный работник культуры РСФСР (1973). Специалист по английской, французской и голландской гравюре и рисунку, а также по американской графике.

В 1917 году, по окончании гимназии в Брянске, работала делопроизводителем в военном комиссариате. В 1919 году переехала в Москву и служила статистиком в Командном управлении Всероссийского Главного штаба. Училась в Московской консерватории в 1921–1923 годах, не окончила из-за болезни рук. В 1925 году окончила факультет общественных наук I МГУ, отделение искусствознания. В 1925–1928 годах ― практикант отдела гравюр ГМИИ, 1928–1931 ― внештатный сотрудник, с 1931-го ― штатный. В декабре 1931 года Татьяна Антоновна уезжает с мужем, которого направляют в научную командировку в Берлин, оформив себе от музея командировку для изучения японской и китайской гравюры. Командировка, рассчитанная на 2 года, завершилась неожиданно быстро ― они вернулись в апреле 1932 года. Свободных штатных должностей в ГМИИ не оказалось, с 1 октября 1932 года оформилась на работу в ГМНЗИ.

Как научный работник специализировалась в области графики и западноевропейского плаката. В феврале 1935 года был организован Гравюрный кабинет ГМНЗИ, который Цешковская и возглавила. Всегда отмечалась ее увлеченность работой. Основанием для премирования Татьяны Антоновны служило «в высшей степени добросовестное и тщательное выполнение обязанностей, сверхплановые задания, большая общественная работа».

Цешковская приняла активное участие в организации и проведении выставок, в подготовке каталогов: «Выставка гравюр, рисунков и акварелей художника А. Абрамовича» (1934), «Выставка художника Франса Мазереля» (1935), «Современное бельгийское искусство» (1937), «Французская гравюра и литография XIX века» (1938) «Французский пейзаж XIX–XX вв.» (1939), «Выставка изобразительного искусства западных областей Украины и народного творчества гуцулов» (1940).

Наряду с ответственным исполнением обязанностей хранителя Т. А. Цешковская успешно занималась реставрацией гравюр и рисунков ― в 1937 году прошла обучение в Гравюрном кабинете ГМИИ.

Выполнение научной работы в ГМНЗИ было принято представлять в форме докладов. Цешковская подготовила доклад «Реалистический подход в творчестве Ренуара», сообщения об австрийской художнице, проживающей в СССР, Пауле Иллеш-Купке, современной польской графике, а также ряд докладов о графических техниках ― «Силкскрин ― новая техника, распространенная в США», «Гравюра на дереве». После ознакомления с последним докладом у Б. Н. Терновца возникла мысль «приобрести инструменты для гравирования и показать эту технику школьникам».

В запланированный музеем сборник «Импрессионизм» Цешковская написала статью «Рисунки и гравюры французских импрессионистов», в сборник «Революционное искусство Запада» ― о творчестве В. Грифеля. В рамках изучения реалистических направлений выбрала художника М. Утрилло.

Интенсивная работа в музее в это время осложнилась трагическими переменами в жизни Татьяны Антоновны В 1938 году она была задержана органами НКВД по делу, сфабрикованному против мужа ее сестры Галины ― маршала А. И. Егорова (и сестра и зять были расстреляны в том же году). Цешковская была вынуждена покинуть столицу и переехать в дачный поселок на станцию Ашукинская в 50 км от Москвы.

Во время войны по-прежнему выполняла обязанности хранителя Гравюрного кабинета. Для работы в госпиталях подготовила новую тему ― «Творчество американского художника Эллиса».

С начала войны по заданию Комитета по делам искусств составляла списки современных немецких художников. Наряду с другими сотрудниками активно вела библиографическую работу по описанию современной зарубежной литературы о художниках и художественной жизни Западной Европы и Америки.

В послевоенные годы сотрудники ГМНЗИ были задействованы вне музея. В 1946 году Цешковская с М. А. Орловой подготовили и провели выставку чехословацкого искусства в Центральном доме Красной Армии.

После расформирования ГМНЗИ Цешковская перешла в ГМИИ им. А. С. Пушкина на должность старшего научного сотрудника в Отдел графики, в котором проработала до 1979 года С 1958 по 1970 год заведовала отделом, хранила и изучала гравюру и рисунки Голландии, Фландрии, Англии. Была членом Ученого и Экспертного советов ГМИИ.

Библиография:

Выставка современного бельгийского искусства / Авт. вступ. ст. Н. В. Яворская; сост. кат. Луи Пьерари, Т. А. Боровая. Т. А. Цешковская. М. ; Л.: Искусство, 1937.

Французская гравюра и литография XIX века: Каталог выставки / Сост. Т. А. Боровая, Т. А. Цешковская; авт. вступ. ст. Н. В. Яворская. М. ; Л.: Искусство, 1938.

«Французский пейзаж XIX–XX вв.», выставка: Каталог / Авт. вступ. ст. Н. В. Яворская; сост. Т. А. Цешковская. М.: Комитет по делам искусств при СНК ССР; Государственный Музей Нового Западного Искусства, 1939.

Выставка изобразительного искусства западных областей Украины и народного творчества гуцулов: [Каталог] / Отв. ред. А. И. Леонов; сост. В. А. Сидорова, Т. А. Боровая, Т. А. Цешковская. М., 1940.

Цешковская, Т. А., Терновец, Б. Н. Бельгийское искусство (в связи с выставкой в Государственном музее нового западного искусства) // Творчество. 1937. № 11–12.

Боровая Т. А., Цешковская, Т. А. Новые приобретения в Музее западного искусства // Искусство. 1938. № 4.

Произведения, связанные с этим деятелем 0 произведений