NeWestMuseum
近代西洋美術館

歴史バーチャル再建1910年代

Парадная лестница в доме И. А. Морозова с панно Пьера Боннара (1912 — 1941)

Интерьер вестибюля и лестницы — второй (после Белого зала М. Дени) ансамбль монументальных панно по времени возникновения в морозовском доме на Пречистенке и второй интерьер этого особняка, об облике которого до революции мы можем судить с достаточной точностью Оформление обрамляющих лестницу стен монументальными живописными работами, видимо, изначально входило в планы коллекционера. 

Поднять и установить на площадке лестницы роденовский бюст Г. Габричевского — цельную глыбу мрамора — стало для сотрудников ГМНЗИ поистине эпическим  подвигом, как и его перевозка по Москве. Воздвигнутый здесь в 1930 году, он удачно вписался в композицию вестибюля.

Выбор автора также был тщательно продуман: Пьер Боннар относился к числу наиболее ценимых Морозовым мастеров. В начале 1910 года художник получил от московского коллекционера серьезный заказ: написать три вертикальных панно, предназначенных заполнить пространство между пилястрами на центральной стене. Морозов снабдил Боннара фотографией лестницы и схемой стены (с указанием точных размеров) и выбрал тему — «У Средиземного моря». Столь крупная работа была для Боннара необычной — ему еще не приходилось писать панно таких размеров, поэтому работа заняла более года. Готовые картины в 1911 году были показаны на Осеннем салоне в Париже, а затем отправлены в Москву. Сам художник, в отличие от М. Дени, за установкой своих работ не наблюдал, но результат его «дистанционного» труда получился блестящим: помещенные на стене между пилястрами, панно слились в неразрывную композицию. 

Вдохновленный успехом, Морозов немедленно сделал Боннару второй заказ — оформить боковые стены лестницы. Художник, почувствовав пластику интерьера, идеально завершил ансамбль — теперь единая цепь согласованных по цвету и композиции панно разворачивалась как цикл времен года — «Ранней весной в деревне», летнее «У Средиземного моря», а затем — «Осенью. Сбор фруктов». 

С большими панно П.Боннара соседствует его же «Лето.Танец» и работа К.-К.Русселя «Сельский праздник. Лето». Возможно, именно так висели эти картины и при И.А.Морозове.

Вид со средней площадки лестницы ГМНЗИ.
Середина 1930-х 

Сложно судить, какие картины располагались в вестибюле вместе с панно. В 1920-1930-е годы, уже в эпоху ГМНЗИ, там находились работы того же Боннара, а также его соратника по группе «Наби» К.-К. Русселя; возможно, это решение было отзвуком первоначальной, морозовской, развески. В 1930 году к декоративной живописи прибавился монументальный мраморный бюст Г. Габричевского работы О. Родена, воздвигнутый на средней площадке лестницы; на верхней установили также роденовского «Гражданина города Кале». 

Боннаровские панно с их спокойным настроением не привлекали особого внимания не только довоенной публики, но и сотрудников ГМНЗИ: «Над лестницей... томные “панно”. Нетерпеливые глаза уличной толпы не останавливаются в них. Они бегут мимо надуманно-мечтательных “композиций”, мимо дымки изысканного благородства. Глаза ищут более яркого и жизненного», — писал в очерке в 1928 году Ц. Плоткин.

Ход реставрации тщательно документировался на месте штатным фотографом ГМНЗИ. 

Верхняя площадка парадной лестницы ГМНЗИ.
1936 

В экспозиции ГМНЗИ 1930-х годов работы П.Боннара и К.-К.Русселя соседствовали со скульптурой О.Родена (на первом плане его «Гражданин города Кале») и золоченой мебелью в духе «второго рококо» из ансамбля легендарной Розовой гостиной в доме С.И.Щукина.

С началом Великой Отечественной войны, в середине лета 1941 года, коллекция ГМНЗИ была спешно эвакуирована из Москвы. Для вывоза панно Боннара сняли со стен и подрамников и поместили на валы. Работы так и не вернулись на стены: при разделе собрания ГМНЗИ в 1948 году триптих «У Средиземного моря» отправили в Эрмитаж, а «Ранней весной в деревне» и «Осенью. Сбор фруктов» — единственные из работ большого формата — оставили в Москве, в ГМИИ им. А. С. Пушкина. 

В ночь с 28 на 29 октября 1941 года в опустевшее после эвакуации здание ГМНЗИ попала немецкая фугасная бомба, сильно повредив залы. 

Вестибюль ГМНЗИ.
Конец 1941 

Последствия бомбежки были зафиксированы на фото, на которых можно увидеть и защитные деревянные конструкции, окружавшие пилястры и порталы. Хорошо видны и места, на которых располагался триптих «Средиземное море» - еще при И.А.Морозове картины закрепили не на подрамниках, а приклеили прямо к стене.



Текст: 
А. Петухов 

使用されている作品