NeWestMuseum
近代西洋美術館

歴史バーチャル再建1920年代

Зал Поля Сезанна во Втором отделении ГМНЗИ (1923 — 1926)

И. А. Морозов приобрел старинную дворянскую усадьбу на Пречистенке в 1890 году, но ее перестройка началась лишь в 1904-м, когда московский промышленник уже активно коллекционировал живопись. По проекту Л. Н. Кекушева особняк превратился в прекрасно оборудованный домашний музей с просторными залами, главная анфилада которых выходила окнами на Пречистенку. Одновременно часть дома, обращенная во двор, также подверглась реконструкции, став личными апартаментами владельца. В их числе был и отдельный угловой салон, оформленный почти так же, как «музейные» залы парадной анфилады, но более камерный по пропорциям и домашний по ощущению: со стильной лепниной в духе рационалистического модерна, крупной люстрой, мягким ковром. Можно с уверенностью предположить, что для склонного к замкнутости и созерцательности коллекционера это помещение было скрытой от посторонних глаз сокровищницей для наиболее близких ему произведений коллекции. 

Вверху справа — Зал Сезанна, уничтоженный при реконструкции начала 1930-х годов

План помещений второго этажа Второго (морозовского) отделения ГМНЗИ из отчета за 1922–1923 год. 

После революции и национализации собрания сам бывший владелец начал восстановление экспозиции в доме на Пречистенке совместно с хранителем и будущим директором ГМНЗИ Б. Н. Терновцом. В отдельном зале-салоне разместилась живопись русских художников. Однако к ноябрю 1923 года во Втором отделении ГМНЗИ была сделана серьезная перевеска, и помещение заняла экспозиция картин П. Сезанна. В бывших личных покоях Морозова оказались картины его любимого мастера: вполне возможно, что такое гармоническое решение Б. Н. Терновец принял, помня о своих беседах с коллекционером. Морозовская коллекция картин Сезанна подбиралась с особой тщательностью и сама по себе представляла целостное произведение; пропорции зала великолепно соответствовали тонко и профессионально составленной экспозиции. Недаром, несмотря на довольно краткий период существования этого интерьера, его образ стал одним из наиболее запоминающихся в истории ГМНЗИ. 

Одно из центральных мест в экспозиции занимал впоследствии проданный в США «Портрет мадам Сезанн в теплице».

С 1926 года отдельный камерный зал использовался как выставочное  пространство. Однако объединение коллекций Первого и Второго отделений ГМНЗИ в бывшем доме И. А. Морозова в 1928 году заставило произвести коренную реконструкцию здания. В начале 1930-х годов на месте личных апартаментов Морозова появились новые, более просторные залы, экспозиционные помещения музея замкнулись в единый круг, а прежний «тайный» салон перестал существовать.



Текст: 
А. Петухов 

使用されている作品