NeWestMuseum
近代西洋美術館

コレクションВинсент ван Гог  Портрет доктора Рея

Винсент ван Гог
Портрет доктора Рея
1889
Холст, масло
64×53 см
国立プーシキン美術館、モスクワ

来歴

1889–1900 — собственность доктора Рея, Арль; с 1900 — в галерее А. Воллара, Париж; галерея Кассирера, Берлин; до 1908 — в галерее Дрюэ, Париж; в 1908 приобретена С.И. Щукиным в галерее Дрюэ за 4600 франков. До 1918 — в собрании С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Inv.: Ж-3272

Inv. GMNZI: 33

デスクリプション
Портрет доктора РеяПортрет доктора Рея
Винсент ван Гог
Портрет доктора Рея
Увеличить

В январе 1889 года Винсент ван Гог завершал лечение в арльском госпитале после первого приступа душевной болезни. За время пребывания в больнице художник успел сблизиться с лечащим врачом — доктором Феликсом Реем (1865–1932), который, кроме заботы о пациенте, проявил интерес к его творчеству. Стремясь отблагодарить врача, ван Гог решил написать его портрет, о чем и сообщил в письме брату 7 января 1889 года. К 17 января работа была уже закончена.
«Портрет доктора Рея» отличает подчеркнуто яркий колорит, плоскостность и почти полное отсутствие светотеневых моделировок. Такое преднамеренное упрощение живописной техники, возможно, преследовало цель сделать пластический язык более доступным. Одновременно это самоограничение художника способствовало и более полному раскрытию характера модели. Максимально приближенный к фигуре декоративный фон (скорее всего обои фабричного производства с крупными оранжевыми орнаментальными завитками) как будто замыкает доктора в атмосфере обыденности. По свидетельству современников, портрет отличался удивительным сходством с оригиналом. Возможно, это следовало из того, как было написано полное, пышущее здоровьем лицо персонажа с тщательно и аккуратно подстриженной бородкой, не выражающее тревог или переживаний, и его франтоватый наряд с кричащими сочетаниями синего пиджака, оранжевых пуговиц, полосатого галстука и зеленой жилетки. Однако при этом портрет был исполнен динамичными, темпераментными мазками, образовавшими сложную живописную ткань.
Доктор Рей благосклонно и снисходительно принял подарок своего пациента. Однако, несмотря на старания художника, он так и не стал поклонником его творчества. В 1900 году доктор без сожаления расстался с портретом, уступив его Амбруазу Воллару за смехотворно малую сумму. Вошедшая в собрание С.И. Щукина картина стала единственным портретом кисти ван Гога в российских собраниях. Особое положение работы подчеркивалось и расположением ее в доме в Большом Знаменском — отдельно от других произведений ван Гога, рядом с портретами кисти Ренуара, Сезанна и Дени.

Ал.П.