Арман Гийомен
Пейзаж с руинами
1897
Холст, масло
79×93 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Происхождение

Приобретена C.И. Щукиным в галерее Дюран-Рюэля (?), Париж. До 1918 — в собрании С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Инв.: Ж-3262

Инв. ГМНЗИ: 15

Описание
Пейзаж с руинамиПейзаж с руинами
Арман Гийомен
Пейзаж с руинами
Увеличить

Картина относится ко времени, когда художник спустя годы компромисса между увлечением живописью и необходимостью регулярного заработка обрел материальную независимость и обосновался в городке Крозан, у слияния рек Крёз и Седей в провинции Лимузен. Это место с выразительным холмистым рельефом и руинами средневекового замка получило известность в творческой среде еще в эпоху романтизма, привлекая писателей, поэтов и художников. С переездом сюда Гийомена в 1890-е годы новый импульс развития получило сообщество живописцев, известное под собирательным названием «Школа Крозан».
Картина изображает долину Седей со стороны холма Филез, русло реки уводит взгляд к пологому холму Эхо, а в правой части на выступающем мысе у слияния рек доминируют развалины замка Крозан. Холмы Крозана — постоянный сюжет Гийомена этих лет, когда его манера стала свободной и раскрепощенной, насыщаясь яркими цветами, предвестниками появление фовизма.
Возможно, именно эта выразительность колорита и мазка привлекла внимание С.И. Щукина. Вероятнее всего «Пейзаж с руинами» вошел в его собрание одновременно с работами других импрессионистов, в первую очередь Клода Моне. Приобретен же он был в галерее постоянного дилера художника Поля Дюран-Рюэля. Собрание работ Гийомена, сложившееся у Щукина, при всей скромности обладало представительностью, проводя линию от раннего «протоимпрессионистического» вида «Сена в Берси» (ок. 1868, Эрмитаж) к зрелому «протофовистскому» «Пейзажу с руинами».

Ал.П.