Камилла Клодель
Покорность (Расставание)
1888 (отливка 1905)
Бронза
42,5 × 39 × 19 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Происхождение

Из коллекции И.А. Морозова, до 1918 — собрание И.А. Морозова, с 1918 — собрание ГМНЗЖ (потом ГМНЗИ), с 1948 — ГМИИ


Инв.: Ск-238

Инв. ГМНЗИ: 445

Описание
Покорность (Расставание)Покорность (Расставание)
Камилла Клодель
Покорность (Расставание)

Тема любви играла особую роль в искусстве Камиллы Клодель, о чем свидетельствует уже одно из ее ранних произведений — «Покорность» («Расставание»). В 1888 году в парижском Салоне эта работа, представляющая двух любовников, экспонировалась под названием «Шакунтала». Сюжет ее заимствован из древнего индийского эпоса «Махабхарата»: мать девочки Шакунталы оставила новорожденную в лесу, где ее нашел и воспитал отшельник. По легенде, однажды во время охоты царь Дашьянта увидел девушку, молодые люди полюбили друг друга и потом стали мужем и женой. Но затем царь покинул Шакунталу и забыл о ней. Лишь благодаря кольцу, которое он когда-то подарил супруге, утерянному Шакунталой и вновь обретенному, царь вернул свою возлюбленную (в 1905 году Клодель создаст мраморный вариант данной композиции, изменив ее название на «Виртумн и Помона»). Название же «Расставание» (фр. L'Abandon) появилось позднее, когда в галерее Эжена Бло стали продаваться первые бронзовые отливки этой скульптурной группы (всего их было 18).
Композиционное решение, использованное в работе Клодель, несомненно повлияло на возникновение такого произведения Огюста Родена, как «Вечный идол» 1889 года.

Н.К.