NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

КоллекцияПабло Руис Пикассо  Портрет поэта Сабартеса (Кружка пива)

Пабло Руис Пикассо
Портрет поэта Сабартеса (Кружка пива)
1901
Холст, масло
82×66 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Происхождение

В 1910 (?) приобретена С.И. Щукиным в галерее Канвейлера, Париж. До 1918 — в собрании С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Инв.: Ж-3317

Инв. ГМНЗИ: 158

Описание
Портрет поэта Сабартеса (Кружка пива)Портрет поэта Сабартеса (Кружка пива)
Пабло Руис Пикассо
Портрет поэта Сабартеса (Кружка пива)
Увеличить

Картина создана во время второго приезда Пикассо в Париж осенью 1901 года и входит в серию работ, посвященных сценам в кафе. Имеющая символический подтекст, она исполнена в характерной для этого периода «витражной» манере, но по концентрации синего цвета ее можно считать также переходом к «синему» (или же «голубому») периоду.
Моделью для Пикассо стал его соотечественник, сверстник и друг Хайме Сабартес-и-Гуаль (1882–1968) — поэт, писатель и журналист из Барселоны, приехавший в Париж вслед за художником в октябре 1901 года. Он входил в круг художников, философов и поэтов, собиравшихся в барселонском кафе «Четыре кота», а с 1935 года стал секретарем и биографом Пикассо. С мастером Сабартеса связывала долгая дружба, свидетельством которой стала целая серия портретов, которые Пикассо создавал на протяжении всей жизни. «Кружка пива» — первая работа маслом из их числа.
Об обстоятельствах создания произведения Сабартес подробно рассказал в книге «Пикассо. Интимный портрет». Опоздав на условленную встречу в кафе «Ла Лоррен» в Латинском квартале, Пикассо застал Сабартеса в меланхолическом ожидании за кружкой пива, запомнил его таким и затем написал портрет уже в мастерской, по памяти. Впервые увидев портрет, Сабартес был поражен его душевным созвучием с собственным состоянием; он узнал в нем «спектр своего одиночества». Пикассо удалось запечатлеть в портрете психологически точный образ своего сверстника. Не без иронии художник «поправил» поэтическую сцену изображением странно изогнутой кисти руки, обхватившей непомерно большую пивную кружку.
В начале 1900-х годов обычным делом для Пикассо было писать новые работы поверх своих более ранних композиций. «Портрет Сабартеса» не исключение: как показала рентгенограмма, под ним скрывается изображение сидящего мальчика лет пяти-семи в каскетке, коротких штанишках и светлой рубашке. По манере этот детский портрет напоминает работы, выполненные летом 1901 года.

Ал.П.