Пьер Пюви Де Шаванн
Бедный рыбак
1879
Холст, масло
66×91 см
国立プーシキン美術館、モスクワ

来歴

В 1900 приобретена С.И. Щукиным в галерее Дюран-Рюэля, Париж. До 1918 — собрание С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи, с 1923 — ГМНЗИ, с 1948 — ГМИИ


Inv.: Ж-3324

Inv. GMNZI: 185

デスクリプション
Бедный рыбакБедный рыбак
Пьер Пюви Де Шаванн
Бедный рыбак
Увеличить

В 1900 году Сергей Щукин приобрел у Поля Дюран-Рюэля две работы Пюви де Шаванна — пастель «Сострадание» и живописный эскиз к полотну «Бедный рыбак». В частной переписке художник упоминал, что на картине «Бедный рыбак» изображен рыбак-вдовец, оставшийся с двумя детьми. Считается, что для фигуры рыбака позировал Поль Бодоэн, ученик и ассистент мастера.
В России к творчеству Пюви де Шаванна относились с особым интересом. Его произведениями владели крупные коллекционеры, в том числе дядя Сергея Щукина Дмитрий Боткин, а также Илья Остроухов. В 1889 году французского мастера открыл для себя известный русский живописец Михаил Нестеров. Страстным поклонником французского мастера был Сергей Дягилев. Творчество Пюви де Шаванна было представлено им на организованной в 1899 году первой Международной художественной выставке журнала «Мир искусства». В 1911 году в Петербурге вышла в свет иллюстрированная монография Якова Тугендхольда, посвященная Пюви де Шаванну. В ней была, в частности, опубликована картина «Бедный рыбак», которая теперь хранится в музее Орсе. Тугендхольд подробно описывает обстоятельства создания картины: «Мысль написать “Бедного рыбака”… осенила его, когда он гулял вдоль устья Сены и видел жалкую растительность и худосочные цветы пригородной природы, отравленной дыханием столицы. И это зрелище… вдохновило Пюви де Шаванна на целую поэму в красках, веющую сладостной и нежной печалью. Этот конкретный, зрительный источник пювисовских вдохновений есть именно та межа, которая отделяет живой символизм Пюви де Шаванна от абстрактного аллегоризма других художников».
Впервые Щукин мог увидеть эскиз к картине «Бедный рыбак» на мемориальной выставке, организованной Дюран-Рюэлем в 1899 году, вскоре после смерти художника.

А.П.