NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

ИсторияКоллекционеры  Остроухов Илья Семенович

Илья Семенович Остроухов
20 июля 1858, Москва – 8 июля 1929, Москва

1858
1929

Музейный и общественный деятель, художник, коллекционер.

Происходил из купеческой семьи.Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. С юности увлекался естествознанием, собрал коллекцию образцов флоры и фауны средней полосы, которую подарил Зоологическому музею Московского университета;
 писал в научные журналы.

Благодаря знакомству с издателем А. И. Мамонтовым, старшим братом С.И. Мамонтова, сблизился с миром искусства в увлекся живописью. Подолгу жил и работалв имении С. И. Мамонтова «Абрамцево». Брал уроки у пейзажиста А. А. Киселева, посещал воскресные рисовальные вечера И. Е. Репина (1881–1882). Не выдержав экзамены в Академию художеств, остался в Петербурге, где занимался в Школе Общества поощрения художеств ибрал частные уроки у профессора Академии художеств П. П. Чистякова (1881–1884). 

В 1886 году Остроухов впервые принял участиев XIV выставке ТПХВ (Товарищества передвижных художественных выставок).В 1890 году на XVII выставке ТПХВ выставил пейзаж «Сиверко» (купленный П.М. Третьяковым) ― не только крупнейшую, но и последнюю свою значительную картину. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1891 года),действительный член Академии художеств (1906). 

Илья Остроухов
Сиверко
1890
Холст, масло. 85 х 119
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Музейная деятельность И. Остроухова началась после 1885 года, когда он сблизился с Павлом Михайловичем Третьяковым. Тот попросил его информировать о появлении интересных для Галереи художественных произведений. После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857–1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником. С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых. Он способствовал пополнению собрания произведениями нового и новейшего искусства, в том числе расширению иностранного отдела Галереи за счет собрания С. М. Третьякова.

Валентин Серов
Портрет художника И.С. Остроухова
1902
Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Остроухов представлял собой редкий образец художника-коллекционера. Был связан родственными узами с семьей Боткиных: в 1889 году женился на Надежде Петровне Боткиной, племяннице коллекционеров Д. П. Боткина и М. П.Боткина, академика живописи.

Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам. Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха. В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И.Щукина (брата С.И. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ). Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре–ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность); Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см. П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»). В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ).

25 декабря 1918 года собрание, помещавшееся в особняке в Трубниковском переулке, 17, было национализировано и преобразовано в филиал Третьяковской галереи под названием «Музей иконописи и живописи им. И. С. Остроухова» (открыт для посетителей в 1920 году). Бывшему владельцу было предложено стать его пожизненным ответственным хранителем.

Вышедший в июне 1921 года номер журнала «Среди коллекционеров» был целиком посвящен Илье Семеновичу Остроухову.

В июле 1925 года Наркомпрос переименовал Музей иконописи и живописи в Музей И. С. Остроухова и утвердил Остроухова почетным пожизненным хранителем и заведующим музеем, предоставив пожизненную пенсию и закрепив за ним квартиру в здании музея. Однако уже в следующем году музей оказался под угрозой закрытия, что заставило группу художников и деятелей культуры 6 апреля 1926 года направить письмо в его защиту наркому А. В. Луначарскому. В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять. После кончины Остроухова, в августе 1929 года, Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова ликвидирован. Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237 №№., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи. Западноевропейская часть коллекции (ок. 40 №№ живописи и графики и ок. 20 №№ скульптуры) поступила в Музей изящных искусств и ГМНЗИ (22 №№ и 6 №№ фарфора копенгагенской мануфактуры, см. перечень).

 

Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова представлял собой оригинальный музейный организм, в котором были сопоставлены «различные и в то же время перекликающиеся художественные эпохи». В начале 1920-х в музее была произведена реэкспозиция и картины западных мастеров были повешены отдельно от русских. После подобной перевески камерный музей лишился своей былой прелести. «Силы не прибыло, но убыла красочность … остроуховское собрание обезличилось. …Экспозиционный узор имел всю остроуховскую значительность. Он соединял, сопоставлял, разлучал, сталкивал по десяткам признаков и свойств. Это было увлеченным проникновением внутрь каждого произведения … там молодого Коро можно было сопоставить с Сильвестром Щедриным, дать шебуевской “Смерти Фаэтона” в pendant композицию Жерико, соединять Серова и Дега, Гойю и Мане, там голубой пейзаж Александра Иванова взывал к отсутствующему Сезанну, а “Стена Коммунаров” Репина ― к Менцелю…», писал А. М. Эфрос. 

Произведения из коллекции 17 произведений