Пьер Огюст Ренуар
Обнаженная
1876
Холст, масло
92×73 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Происхождение

До 1896 в собрании Шабрие, Париж; с 1896 в собрании П. Дюран-Рюэля, Париж; в 1898 приобретена И.И. Щукиным по поручению П.И. Щукина у П. Дюран-Рюэля, Париж, за 15 000 франков; 1912 приобретена С.И. Щукиным у П.И. Щукина, Москва. До 1918 — в собрании С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Инв.: Ж-3330

Инв. ГМНЗИ: 194

Описание
ОбнаженнаяОбнаженная
Пьер Огюст Ренуар
Обнаженная
Увеличить

«Обнаженная» — веха в истории импрессионизма. В творчестве художника это одна из ранних и, пожалуй, самых удачных попыток раскрытия темы ню.
В световоздушной среде Ренуар ищет эффекты взаимопроникновения цветов, однако в тесном и темноватом помещении на тело модели ложится не открытый солнечный свет, а холодноватый сумрак комнаты, рождая на коже изысканные и неожиданные красочные эффекты.
Традиционно считается, что Ренуару в его парижской мастерской на улице Сен-Жорж позировала известная в те времена в кругу художников la belle Anna, та самая, что послужила моделью для знаменитой картины «Нана» Эдуарда Мане (1877, Кунстхалле, Гамбург). Эту же натурщицу Ренуар изображал как минимум еще дважды: в этюде «Торс. Эффект солнца» (1875–1876, музей Орсэ, Париж) и в картине «Купальщица с черными волосами» (1876, Художественно-исторический музей, Вена). В обеих работах Анна представлена на природе, «Обнаженная» же написана в интерьере и более сложна по смысловому построению. В тканях позади модели угадывается отделанное лентами платье, что подчеркивает современный характер композиции, — эта конкретика делает картину смелой и вызывающей, вписывает ее в историю не только искусства, но и нравов.
«Обнаженная» стала одним из первых приобретений «нового» искусства в российских коллекциях. Картина приглянулась одному из братьев Щукиных — Петру. По его поручению в 1898 году его младший брат Иван обговорил условия возможной покупки с ведущим дилером импрессионистов, о чем незамедлительно сообщил: «Согласно твоему желанию я был у Дюран-Рюэля, чтобы спросить о цене нагой женщины... Дюран-Рюэль объявил сначала, что эта вещь — одна из лучших картин Ренуара, что совершенно справедливо, находится в его частной коллекции... Цена ей 15 000 франков. Меньше он не согласен».
В коллекции Петра Щукина картина провела 14 лет. Почтенный собиратель русских древностей не отважился представить ее открыто, оставив в замкнутом пространстве своих личных покоев. Весной 1912 года из-за финансовых сложностей «Обнаженная» вместе с шестью самыми значительными картинами была куплена Сергеем Щукиным за общую сумму в 100 000 франков. В его собрании картина заняла место вместе с работами Дега и Пюви де Шаванна.
Перед «Обнаженной» преклонялись отечественные искусствоведы — современники Щукина. Классическими стали слова Якова Тугендхольда: «"Нагая женщина" — одна из самых восхитительных классических картин в мире, обладанием которой Москва может гордиться».

Ал.П.