NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

КоллекцияПоль Сезанн  Пьеро и Арлекин (Масленица или Марди-Гра)

Поль Сезанн
Пьеро и Арлекин (Масленица или Марди-Гра)
1885–1890
Холст, масло
102×81 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Происхождение

С 1891 в собрании М. Шоке, Париж. С 1899 в галерее Дюран-Рюэля, Париж. 18 ноября 1904 приобретена С.И. Щукиным в галерее Дюран-Рюэля, Париж. До 1918 — собр. С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Инв.: Ж-3335

Инв. ГМНЗИ: 204

Описание
Пьеро и Арлекин (Масленица или Марди-Гра)Пьеро и Арлекин (Масленица или Марди-Гра)
Поль Сезанн
Пьеро и Арлекин (Масленица или Марди-Гра)
Увеличить

Французское название полотна «Марди-Гра» отсылает изображенную сцену к масленичному карнавалу, точнее, к его последнему дню. Однако персонажи картины— Арлекин и Пьеро из комедии дель арте — имеют у Сезанна отнюдь не развлекательный характер. Сцена становится исследованием человеческих темпераментов, отраженных в движениях и позах. Фигуры надменно вышагивающего Арлекина (для него позировал семнадцатилетний сын художника Поль Сезанн-младший) и грузного, медлительного Пьеро (в его роли выступил друг сына Луи Гийом) становятся персонификациями активности и пассивности, движения и статики. Замкнутой в треугольник схеме движений персонажей вторят очертания угла в парижской мастерской художника на улице Валь-де-Грас, где и писалась картина. Над ключевой для композиции позой Арлекина Сезанн работал особенно напряженно, варьируя ее в ряде набросков маслом и в карандашных этюдах головы персонажа. Напряженное движение фигуры даже потребовало от художника изменить формат картины и добавить горизонтальную полосу холста внизу, куда «вошел» носок туфли Арлекина.
К моменту покупки Щукиным в 1904 году «Масленица» была признана одним из крупнейших произведений Сезанна, она снискала известность на выставках в Берлине и Вене. Прибыв в Москву, картина стала одной из самых притягательных для русских художников. Опыт знакомства с живописным высказыванием Сезанна оказал сильное воздействие на Валентина Серова: современникам запомнилась его фраза о «двух деревянных болванах», которые «не выходят у него из головы».

Ал.П.