Поль Сезанн
Дама в голубом
Ок. 1900
Холст, масло. 90 х 73,5 см
Государственный Эрмитаж

Происхождение

1918, из собрания С.И. Щукина, 1948, ГЭ


Инв.: 8990

Инв. ГМНЗИ: 209

Описание
Дама в голубомДама в голубом
Поль Сезанн
Дама в голубом
Увеличить

«Дама в голубом», одетая по моде конца 1890-х годов, представлена в предельно безыскусной, обычной для Поля Сезанна и удобной для модели позе (позировать приходилось достаточно долго). Всю живопись картины, не только лицо и платье женщины, но также наскоро организованный и с первого взгляда непонятный фон, отличают обобщенность и простота – конечно, кажущаяся.

Облик дамы столь индивидуален, что трудно не счесть такую картину портретом. Можно было бы даже вообразить, что дама, показанная здесь в лучшем виде, в модном жакете и элегантной шляпке (такой головной убор, называвшийся биби, носили особым образом, надвигая на лоб), сама же и заказала его. Ведь произведения этого жанра, в отличие от пейзажей и тематических композиций, чаще всего пишутся по желанию модели.

Нам, однако, неизвестно ни одного случая, когда бы Сезанн писал портреты, тем более женские, на заказ. Он многократно писал свою жену (не из крайней привязанности, а просто потому, что требовалась натура): многие «головы» оставались натурными этюдами, но были и капитально исполненные портреты. Также среди поздних работ художника есть группа женских изображений, созданных по правилам портретного искусства.

Интересно, что те же самые голубой жакет и шляпка с цветами, которые надеты на «Даме в голубом», украшают и «Даму с книгой» – персонажа другой картины Сезанна. 

Поль Сезанн
Сидящая женщина в голубом
1902–1906
Холст, масло. 50,2×66
Коллекция Филлипс, Вашингтон

Повтор заставляет думать, что обе дамы получали для позирования один и тот же реквизит. Иначе говоря, перед нами ролевой портрет, только не вполне ясно, какую роль предназначено играть персонажу.

Обе картины композиционно схожи, разница кроется во второстепенных деталях. «Дама в голубом» держит руку на столе, покрытом ковром, который составляет своими красно-коричневыми узорами превосходный контраст к голубому жакету. «Дама с книгой» показана на фоне цветистого занавеса.

Называть их дамами – чистая условность. (Джон Ревалд предположил, что «дама в голубом» – это г-жа Бремон, экономка Сезанна в Эксе.) Не исключено, что в обоих случаях художнику пришлось уговаривать этих женщин, не имевших никакого отношения к свету, позировать в непривычном «парижском» наряде. Кто знает, как он попал к Сезанну. Возможно, остался от жены, давно ему не позировавшей и жившей, в общем, отдельно.

В соединении модного светского наряда с изображением женщины совсем другого образа жизни, равно как и в избранном интерьере (перед нами, скорее всего, чердачное помещение), проявился своеобразный юмор Сезанна, теперь, впрочем, угадывающийся с трудом.