NeWestMuseum
近代西洋美術館

コレクションПоль Синьяк  Песчаный берег моря в Сен-Бриаке (Пор-Юэ)

Поль Синьяк
Песчаный берег моря в Сен-Бриаке (Пор-Юэ)
1890
Холст, масло
65×81 см
国立プーシキン美術館、モスクワ

来歴

Приобретена С.И. Щукиным в Париже. До 1918 — в собрании С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Inv.: Ж-3342

Inv. GMNZI: 213

デスクリプション
Песчаный берег моря в Сен-Бриаке (Пор-Юэ)Песчаный берег моря в Сен-Бриаке (Пор-Юэ)
Поль Синьяк
Песчаный берег моря в Сен-Бриаке (Пор-Юэ)
Увеличить

Местечко Пор-Юэ на берегу залива Сен-Бриак в Бретани привлекало художника еще в середине 1880-х годов, в эпоху его импрессионистических поисков. В апреле 1890 года он возвратился сюда, чтобы разрабатывать уже возможности техники неоимпрессионизма. За лето в окрестностях деревушки Сен-Бриак-сюр-Мер им была создана небольшая серия пейзажей, которые художник объединил названием «Море».
В соответствии с принципами, которые Синьяк разделял с Жоржем Сёра, живописная плоскость картины создается мелкими ровными точечными мазками, иллюзионистический эффект которых раскрывается по мере отдаления зрителя от полотна. Картину отличает своеобразное сочетание рационального и поэтического подходов: элементы композиции сбалансированы по сочетанию дополнительных цветов, при этом они создают романтическое настроение отрешенности и уединения. Верность натуре сочетается с условностью изображения: с удивительной точностью переданы эффекты освещения, фактура песка с галькой и следами ног, тогда как куст чертополоха и его тень превращаются в близкий ар-нуво декоративный мотив.
Подобно большинству ранних картин Синьяка «Песчаный берег моря», написанный в августе 1890 года, имеет «музыкальное» определение — Opus 212. Произведение, вошедшее в группу работ под общим названием «Море», было представлено в 1891 году вначале на выставке «Группы двадцати» в Брюсселе, а затем в Салоне независимых в Париже.
В собрании С.И. Щукина находились две картины Синьяка, по которым можно было проследить эволюцию художника — от строгости раннего неоимпрессионизма начала 1890-х годов до почти фовистской живописи конца 1900-х («Сен-Тропе. Сосна Берто», ГМИИ). Как и работа Анри-Эдмона Кросса («Церковь св. Марии близ Ассизи», Эрмитаж), по смыслу они должны были примыкать к коллекции произведений импрессионистов, однако лишь украшали экспозицию Гогена, располагаясь в простенках между окнами в дубовой столовой особняка коллекционера.

Ал.П.