NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

ИсторияХронология1892–1917  1908

Политика и культура

В России создан «Союза Михаила Архангела» — право-монархическая черносотенная организация, проповедовавшая великодержавный шовинизм и отстаивавшая незыблемость самодержавия, господствующее положение православной церкви, помещичье землевладение.

Эмблема «Союза Михаила Архангела»

Разоблачен наиболее одиозный провокатор эпохи — Евно Азеф, многолетний агент царской охранки и одновременно руководитель боевой организации эсеров, направлявший террористические акты этой партии, в том числе убийство В. К. Плеве и великого князя Сергея Александровича.

Евно Азеф
Начало XX в.

С. П. Дягилев представил в Париже «Бориса Годунова» на музыку М. П. Мусоргского.

Программка оперы «Борис Годунов», представленной в Париже С. П. Дягилевым
1908

Вышли в свет поэтические сборники А. А. Блока «Лирические драмы» и «Земля в снегу».

Год в жизни Л. С. Бакста

Портрет  Л. С. Бакста
Ок. 191
© AKG Images / East News

Л. С. Бакст прочитал в Санкт-Петербурге лекцию «Искусство будущего и его связь с античным искусством». В Париже, в Осеннем салоне был выставлен большой холст работы художника «Древний ужас». Бакст пишет портреты Айседоры Дункан и Анны Павловой.

А. Я. Головиным написаны картины: «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна в опере А. Н. Серова “Юдифь”», «Портрет М. Н. Кузнецовой в роли Кармен», «Маркиза», «Испанка в черной шали».

А. Я. Головин
Портрет артиста Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна (фрагмент)
1908
Холст, темпера, пастель. 163,5 х 212
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В выставке «Стефанос» (Венок), развернутой в московском Строгановском училище, приняли участие Н. С. Гончарова (14 работ разного жанра) и М. Ф. Ларионов (9 натюрмортов и пейзажей).

Academie Matisse

Академия Анри Матисса на бульваре Инвалидов в Париже
1910
© Bridgeman / Fotodom

В начале января Анри Матисс открыл в пустующем помещении так называемого Птичьего монастыря (Couvent des Oiseaux) свою школу-студию (Academie Matisse). Начальная группа насчитывала десять студентов, некоторые из которых впоследствии достигли значительной известности: американцы Генри Брюс и Макс Вебер, немец Ханс Пурман, венгр Бела Чобель. За три года существования этой школы через нее прошло 120 человек, занимавшихся живописью, рисунком и скульптурой. Когда государство продало Птичий монастырь, школа переместилась в другой вакантный дом – Отель Бирон на Бульваре Инвалидов (бывший монастырь Сакре-Кер), перешедший позднее в собственность Музея Родена.

Год в жизни Анри Матисса

Летом Анри Матисс написал по заказу С. И. Щукина «Гармонию в голубом», но накануне открытия Осеннего салона неожиданно переделал ее, изменив господствующую тональность, так что картина превратилась в «Гармонию в красном» (другое название – «Красная комната»). На этой же выставке была развернута небольшая, но очень важная ретроспектива художника – 11 картин, 6 рисунков, 13 скульптур. В декабре в La Grande revue публикуются «Заметки живописца» Матисса – один из важнейших документов эстетической мысли ХХ века. Эта работа в русском переводе появится на следующий год в издаваемом Н. П. Рябушинским журнале «Золотое руно».

В июне, потрясенный самоубийством молодого немецкого живописца Вигельса, своего соседа по Бато-Лавуар, Пабло Пикассо написал остро драматическую «Композицию с черепом». В середине августа художник уехал в деревню Ла-Рю-де-Буа, к северу от Парижа, и создал там ряд натюрмортов, пейзажей, фигурных композиций, отличающихся большой геометризацией. Переходя от одной фазы – раннего или негритянского – кубизма к другой, он пишет «Дружбу», «Женщину с веером», «Дриаду», «Трех женщин».

Кубики Жоржа Брака

Жорж Брак
Виадук в Л’ Эстаке (фрагмент)
1908
Холст, масло. 72,5 х 59
Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж

Жюри Осеннего салона, отвергнув пять из семи картин Жоржа Брака, вынудило его отказаться от участия в экспозиции. Анри Матисс, член выставочного комитета салона, говоря об одном из полотен Брака, употребил слово «кубики», спровоцировав тем самым рождение понятия «кубизм».

В декабре в Галерее Бернхейм-Жен открылась большая выставка произведений Жоржа Сера.

Первый салон «Золотого руна»

Николай Павлович Рябушинский
1877
© Getty Images / Fotobank

Н. П. Рябушинский с помощью французского критика Александра Мерсеро организовал в Третьяковской галерее Первый салон «Золотого руна». Там было представлено около 200 произведений русских и французских живописцев, причем французов было больше, включая классиков авангарда: Эдгара Дега, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Одилона Редона, Поля Синьяка. Экспонировались такие исторически важные картины, как «Черный замок» и «Портрет жены художника» Сезанна; «Колыбельная», «Зуав» и «Ночное кафе» Ван Гога; «Прическа» Матисса; полотна Лондонской серии Андре Дерена. Было также около четырех десятков скульптур (Камилла Клодель, Антуан Бурдель, Аристид Майоль и др.).

В русской секции выставки выделялись более молодые участники: М. Ф. Ларионов с тринадцатью картинами («Купальщицы», серия «Сад», цветочные натюрморты) и Н. С. Гончарова с шестью картинами и иллюстрациями к модному Кнуту Гамсуну. 



Текст: 
А. Костеневич