NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

ИсторияХронология1892–1917  1911

Политика и культура

14 сентября в Киеве председатель Совета министров России П. А. Столыпин был смертельно ранен агентом охранки эсером Д. Б. Богровым и через четыре дня умер.

Вынос тела П. А. Столыпина из больницы бр. Маковских в Киеве
1911

Нобелевская премия по литературе присуждена Морису Метерлинку, писателю бельгийского происхождения.

Опубликован цикл четверостиший Гийома Аполлинера «Бестиарий или Кортеж животных» с иллюстрациями Рауля Дюфи.

Титульный лист сборника Аполлинера «Бестиарий или Кортеж Орфея»
Париж, 1911
© Национальная библиотека Франции

Шарль Пеги написал поэму «Введение в историю о второй добродетели».

Написан рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет». 

В. И. Иванов выпустил сборник стихов «Сor ardens».

И. Ф. Стравинский закончил работу над балетом «Петрушка».

Вместе с коллекцией Исаака Камондо в Лувр были приняты первые картины импрессионистов.

Большую часть года, начиная с марта, Пьер Боннар провел в Сен-Тропезе, где часто встречался с Полем Синьяком. Эту местность он воспроизвел в триптихе «У Средиземного моря», заказанном И. А. Морозовым для лестницы своего особняка на Пречистенке. Прежде чем отправиться в Москву, триптих был выставлен в Осеннем салоне под названием «Средиземноморье».

Для Морозова же Боннар написал «Парижскую сюиту» – две тесно связанные между собой композиции: «Утро в Париже» и «Вечер в Париже».
В мае-июне в Галерее Бернхейм-Жен прошла персональная выставка Боннара (28 картин).

Год в жизни Анри Матисса

Анри Матисс, возвращаясь домой из Испании, остановился в Толедо, чтобы увидеть живопись Эль Греко. В Исси-ле-Мулино он начал «Розовую мастерскую» — первый из четырех «симфонических» интерьеров этого года. Этот холст, работа над которым была завершена в конце апреля, Матисс представил на выставку Салона Независимых, заменив ею отправленную туда ранее на вернисаж «Манильскую шаль (Испанку)».

Анри Матисс
Семейный портрет
1911
143,3 х 194
Государственный Эрмитаж

Вслед за тем по заказу С. И. Щукина художник приступил ко второму интерьеру этого цикла — «Семейному портрету», в котором воспользовался приемами персидской миниатюры. Работа над картиной отняла у Матисса много сил, но он остался ею удовлетворен: полотно также экспонировалось в Салоне Независимых.

Летом в Коллиуре Матисс исполнил третий «симфонический» интерьер — «Интерьер с баклажанами» (Музей Гренобля) и портрет своей русской студентки Ольги Мерсон (Художественный музей, Хьюстон).

В октябре по приглашению Щукина Матисс — проездом через Санкт-Петербург — отправился в Москву (23 октября – 9 ноября), где руководил развеской своих картин в Розовой гостиной особняка собирателя в Знаменском переулке. Московская интеллигенция проявила большой интерес к визиту Матисса.

Год в жизни Пабло Пикассо

Альфред Стиглиц в своей галерее “291” в Нью-Йорке
1914

В начале года произведения Пабло Пикассо демонстрировались в Берлине в Галерее Кассирера; в Нью-Йорке 83 работы художника (рисунки и акварели) были показаны в Галерее 29.

В апреле-июне в Салоне Независимых впервые выступили кубисты: Робер Делоне, Фернан Леже, Марсель Дюшан, Альбер Глез, Жан Меценже и другие, – что спровоцировало скандал. Пикассо и Жорж Брак в Салоне не участвовали, хотя и являлись родоначальниками направления.

В начале октября крупнейший американский фотограф Альфред Стиглиц посетил в Париже мастерские Пикассо, Анри Матисса и Огюста Родена и сделал серию снимков, составивших впоследствии специальный номер журнала «Camera Work» (вышел летом 1912 года, «литературные портреты» для этого издания были исполнены Гертрудой Стайн).

В июне в программе организуемых С. П. Дягилевым Русских сезонов в парижском музыкальном театре Шатле прошла премьера балета И. Ф. Стравинского «Петрушка» (либретто и сценическое оформление А. Н. Бенуа, балетмейстер М. М. Фокин; Петрушка — В. Ф. Нижинский, Балерина — Т. П. Карсавина).

Год отмечен многочисленными работами Л. Н. Бакста для театров, главным образом французских. В антрепризе С. П. Дягилева в Казино Монте-Карло (Третий Русский сезон) он выполнил эскизы костюмов и декораций к балету «Видение розы» на музыку К. М. Вебера (с В. Ф. Нижинским и Т. П. Карсавиной в главных ролях), а также декорации и костюмы к балету «Нарцисс» на музыку Н. Н. Черепнина. Среди других работ художника этого года – сценическое оформление мистерии Габриэле д’Аннунцио «Мученичество святого Себастьяна» (музыка Клода Дебюсси) в театре Шатле для труппы Иды Рубинштейн; декорации к опере «Иван Грозный» на музыку Рауля Гензбура в лондонском театре Ковент-Гарден.

В январе В. А. Серов по предложению С. П. Дягилева написал в Санкт-Петербурге эскиз занавеса для балета «Шехерезада», а в мае в Париже исполил сам занавес.
В апреле художник отправился в Рим: там, в русском павильоне Международной художественной выставки, было широко представлено его творчество.
За год Серов написал портреты княгини Орловой, В. О. Гиршмана, Л. П. Ламановой и других. В октябре здоровье художника резко ухудшилось, и 22 ноября он умер от сердечного приступа.

«Союз молодежи»

Весной в Санкт-Петербурге прошла вторая выставка «Союза молодежи», а в декабре открылась третья. Среди участников преобладали москвичи (Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, И. И. Машков, П. П. Кончаловский, братья Бурлюки, В. Е. Татлин, К. С. Малевич), картины которых в большинстве своем уже экспонировались на выставке «Бубнового валета» в 1910–1911 годах.

«Бубновый валет»

Символ объединения «Бубновый валет»

1 ноября 1911 года в Москве было учреждено общество «Бубновый валет» (просуществовало до 1917 года). Согласие вступить в общество дал сам С. И. Щукин.

К тому моменту московский «домен» французской пост-импрессионистской живописи уже установился, стал отправной точкой для молодых художников, объединенных ярлыком «Бубнового валета». Все они были хорошо знакомы с собранием Щукина, а некоторые — и с менее доступным собранием И. А. Морозова. Картины Поля Сезанна, Винсента Ван Гога и Поля Гогена, вывезенные из Парижа этими коллекционерами, служили им путеводными звездами. Особенно картины Сезанна. Так или иначе, все бубнововалетцы были сезаннистами, что вовсе не значит – лишь подражателями.

Достаточно обратиться к портретам П. П. Кончаловского, в частности к «Автопортрету в сером», чтобы увидеть здесь тень Сезанна, точнее его «Портрета Антони Валабрега» (1866, Национальная галерея, Вашингтон). Оглядка на Сезанна ощутима и в сиенских пейзажах художника, писавшихся годом позже. Работы Кончаловского той поры в первую очередь поражают мощью и энергией, но проницательный А. М. Эфрос, пожалуй, не ошибался в своей оценке этой живописи: «Стоя среди изобилия его полотен, думаешь, чего здесь больше: напора творчества или разрядки мускульных сил? Не идет ли искусство Кончаловского слишком часто на простом расходовании скапливающейся энергии? Не отсюда ли порочность его живописного “материализма”, — то, что вместо крепчайшей вещественности Сезанна, вместо его мысли и глаза, охватывающих предмет со всех сторон и проникающих в его структуру и материю, здесь только иллюзия вещественности, скольжение по поверхности вещей и природы, а не живописный синтез их уразумения».

Почти с самого начала своей деятельности «бубновые валеты» настойчиво использовали в картинах многозначительные детали национального быта. Эти чисто русские акценты были обязаны своим происхождением Москве, явно ощущавшей собственную провинциальность по отношению к другим столицам и прежде всего — к Санкт-Петербургу, но не испытывавшей по такому поводу комплекса неполноценности. Провинциальность становилась источником здоровья и силы.

Год в жизни К. С. Малевича

Казимир Малевич
Купальщик (фрагмент)
1911
Бумага, гуашь. 105 х 69
Городской музей, Амстердам

На выставке «Первого московского салона» К. С. Малевич показал три серии работ: в первой, Желтой, серии были представлены святые и ангелы; к Белой серии относился «Отдых», к Третьей – изображения купальщиков и купальщиц. В сравнении с полу-импрессионистическими произведениями более раннего периода живопись Малевича обретает крепкий, подчеркнуто линеарный рисунок и динамичный цвет.

Такая его картина, как «Купальщик» (1911, Городской музей, Амстердам), звучит своеобразным откликом на появление в Москве двух панно Анри Матисса «Танец» и «Музыка». Но в то время как оркестровка полотен Матисса сводилась к лаконичной плоскостной трехцветке, Малевич парадоксально воспользовался ренуаровским приемом «разбитого» света солнца, прорывающегося сквозь листву в виде беспорядочных пятен, — превратив его тем самым из средства передачи подлинного солнечного освещения в условный ход авангардной живописи, для которой важнее не воспроизведение реальности, а общее возбуждение красочной поверхности картины.

«Синий всадник»

Василий Кандинский
Обложка альманаха «Синий всадник» (фрагмент)
Ок. 1912

В. В. Кандинский и Франц Марк основали в Мюнхене творческое объединение «Синий всадник», куда вошли Август Макке, Пауль Клее, Робер Делоне, М. В. Веревкина, В. Г. Бехтеев, А. Г. Явленский. Группа придерживалась стилевых установок экспрессионизма, но обнаруживала склонность к большей отвлеченности и цветовой изысканности.



Текст: 
А. Костеневич