NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

ИсторияХронология1918–1948  1930

Политика и культура

Первый Всероссийский музейный съезд

Участники Первого Всероссийского музейного съезда
1930

В Москве прошел Первый Всероссийский музейный съезд. Им были выработаны следующие идеологические установки: теснейшая увязка работы музеев с очередными задачами социалистического строительства и культурной революции, построение научно-исследовательской работы на базе марксистско-ленинской теории.

Музей

ГМНЗИ предлагают искать новое помещение

Здание ГМНЗИ 
1930е 

В январе Комиссия по разгрузке Москвы при СНК РСФСР предложила Наркомпросу в четырехмесячный срок озаботиться подысканием для ГМНЗИ другого помещения, а занимаемое им по адресу Кропоткинская ул., 21, передать в распоряжение Академии РККА. Предложения академии: вывезти музей в Ленинград, слить его с Третьяковской галереей или с Музеем изящных искусств. В защиту музея выступают Главнаука, Вхутеин, общества художников «4 искусства», «Бытие», «Цех живописцев», ОМХ, объединение «Тринадцать», ГАХН, Комакадемия при ЦИК СССР, отделения теории и истории искусств I МГУ, ГАО «Интурист», Московский областной профсоюз работников искусств СССР (Мособлрабис).

Наркомпрос защищает музей от «налетничества и налетчиков»

27 февраля письмо за подписями наркома просвещения РСФСР А. С. Бубнова и заведующего Главнаукой И. Луппола направлено в СНК >

Решение Комиссии по разгрузке Москвы было отменено СНК.

Обмен между Москвой и Ленинградом

Гюстав Курбе
Хижина в горах
Холст, масло. 33,4х49 см
ГМИИ им. А.С. Пушкина

11 февраля в Эрмитаж передано 43 произведения из собрания ГМНЗИ. В конце года произошла передача второй очереди картин и одной скульптуры (всего 31 произведение). ГМИИ получает живопись старых мастеров из Эрмитажа (с 1924 по 1930 год передано более 500 картин старых мастеров).
Обсуждается вопрос о хронологических рамках собраний ГМИИ и ГМНЗИ, в частности не решен спор о том, какой из двух музеев должен показывать пейзаж Гюстава Курбе «Хижина в горах». Терновец предлагает начинать экспозицию ГМНЗИ с искусства 1850–1870-х годов.

Ревизия музея бригадой Рабоче-крестьянской инспекции

Обследованием установлено, что «картин, посвященных по тематике рабочему классу, имеется в экспозиции 9, что составляет 2,18%» и что «экспозиция МНЗИ строилась с целью выявления основных формалистических тенденций западноевропейского искусства в их эволюционном развитии>.

Инспекция предложила объединить ГМНЗИ и Третьяковскую галерею для создания Всероссийского комбината с единым планом экспозиции. Это предложение получило отпор со стороны музеев и вызвало негативную реакцию у Первого музейного съезда.

ГМНЗИ начинает организовывать выездные выставки на подшефных предприятиях: в клубе завода «Каучук», типографии «Искра революции», 2-й Полиграфической школе и в других местах. Художественный музей, исполнявший функцию идеологического инструмента, собирал соответствующие выставки: «Женщина в буржуазном обществе и в СССР», «Классовая борьба на Западе и строительство СССР».

ГМНЗИ обслуживает текущие политические кампании

Выставка-щит к 8 марта

В отчете ГМНЗИ «за ударный квартал 1930 г.» сообщалось: «Учитывая огромное значение художественной пропаганды, проводимой непосредственно в стенах культурных учреждений, музей приступил к планомерному обслуживанию текущих политических кампаний, тем самым участвуя в осуществлении мероприятий правительства СССР в деле построения социализма».
Организованы выставки-щиты: «День коллективизации и урожая», «Всеобуч, ликбез и политехнизация школы», «Вредительство», «Антирелигиозная кампания», «Пятилетка в четыре года», «Построим советский дирижабль» и др.
В связи с выходом Обращения ЦК ВКП(б) «О третьем годе пятилетки» в ГМНЗИ проведено заседание ученого совета>

Новые поступления

Франсуа Огюст Рене Роден
Портрет Виктора Гюго
После 1883
Мрамор. 54,5 х 30 х 25 см
ГМИИ им. А.С. Пушкина

ГМНЗИ заявляет о начале собирания зарубежного политического плаката, и уже в июле из ВОКС в музей передают 105 иностранных плакатов. К закрытию музея фонд плаката насчитывал более 2 тысяч единиц.
Из Италии в музей приходят первые шесть картин современных итальянских художников Ф. Де Рокки, А. Фуни, А. Този, П. Маруссига, П. Борра, полученные в обмен на работы советских художников.
В ГМНЗИ из Наркоминдела поступает девять произведений, происходящих из бывшего собрания П. И. и В. А. Харитоненко. Среди них скульптуры К. Миллеса и Р. Миллес, две скульптуры Ш. Вальтона и одна картина П. Даньян-Бувре.
Из ГМИИ переданы скульптуры О. Родена (бюст Виктора Гюго) и большая партия картин (76), в том числе происходивших из бывшего собрания Сергея Михайловича Третьякова: это произведения художников, работавших в 1840–1890-х годах во Франции и других европейских странах — реалистов, академистов, представителей салонной живописи.
За год музей принял 31 309 посетителей. В ГМНЗИ работало 29 человек, из которых 10, включая директора, — специалисты.

Выставка «Немецкая производственная графика»

Экспозиция выставки немецкой производственной графики
1930

Организована ГМНЗИ совместно с ВОКС. К выставке выпущен буклет-каталог.

Выставка Франца Мазереля

Каталог выставки работ Франца Мазереля
1930

Первая в России выставка бельгийского художника-экспрессиониста Франца Мазереля прошла в клубе завода «Каучук». К выставке был выпущен иллюстрированный каталог. С экспозиции для музея приобретено семь гравюр и книги с оригинальными ксилографиями художника.

Открытие выставки революционной тематики к V Конгрессу Профинтерна

Выставка Рабиндраната Тагора (живопись, графика)

Экспозиция выставки Рабиндраната Тагора 
1930

Выставка революционного западного плаката на материале Центрального музея революции и ГМНЗИ