NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

ИсторияХронология1949–2018  1960-е

Политика и культура

1960

Издательством «Знание» выпущена брошюра (82 стр.) искусствоведа Игоря Голомштока и писателя Андрея Синявского «Пикассо» — первая книга о художнике в СССР после почти 30-летнего перерыва. Вскоре после выхода в свет брошюры по идеологическим причинам из тиража в 100 тысяч экземпляров было отправлено под нож 70 тысяч.

1962

Пабло Пикассо удостоен Ленинской премии мира. Награду художнику Илья Эренбург вручит только в 1965 году.

Новая расширенная экспозиция в ГМИИ: в двух залах на первом этаже выставлена часть коллекции нового западного искусства, вплоть до Матисса.

1963

Комиссия АХ СССР во главе с президентом Владимиром Серовым прибыла из Москвы в Ленинград с целью выяснить, насколько правильно с точки зрения идеологии в Эрмитаже выставлены работы импрессионистов и постимпрессионистов и в целом есть ли необходимость в экспонировании такого рода искусства. Научный сотрудник музея Антонина Изергина, отстаивая ценность французской коллекции, сослалась на декрет, подписанный в 1918 году Лениным.

1965

Выставка «Шедевры французской живописи из музеев Ленинграда и Москвы», показанная в Музее изящных искусств Бордо и в Гран-Пале в Париже, больше половины которой составляли полотна импрессионистов и художников XX века из коллекций И.А. Морозова и С.И. Щукина, сразу же вызвала скандал. Родственники Щукина заявили свои права на это собрание, национализированное советскими властями, объявив советские музеи незаконными владельцами. Министерству иностранных дел Франции, отвечавшему за проведение выставки, удалось замять скандал

Ряд полотен импрессионистов, Пикассо и Матисса из ГМИИ и Эрмитажа был включен в состав выставки французской живописи «От Делакруа до Пикассо», демонстрировавшийся в Национальной галерее в Берлине.

1969

Масштабная выставка к 100-летию со дня рождения Анри Матисса прошла в ГМИИ и в Эрмитаже. Выпущен каталог со статьями А. Изергиной, Т. Боровой, Е. Левитина, Ю. Русакова, Е. Георгиевской, Т. Цешковской и Н. Косаревой, а также с подборкой писем Анри Матисса.

Во Франции принято решение о строительстве в парижском районе Бобур многопрофильного Национального центра искусства и культуры, включающего в себя Национальный музей современного искусства. Открытый для публики в 1977 году, он стал носить имя Жоржа Помпиду.